Оглавление

Глава 2. Из чего делается книга


      Для изготовления современных книг используются бумага для печати, форзацная, обложечная, картон, переплетные и текстильные ткани, их заменители, синтетические материалы, клей, марля, нитки. При ручных переплетных работах, а также реставрации книг применяются шнур пеньковый, тесьма, тонкие прозрачные бумаги.
       Каждому переплетчику-реставратору необходимо иметь некоторый запас различных бумаг. Поэтому надо их собирать: изымать чистые незапечатанные листы из макулатурных книг, журналов, особенно прошлых лет издания, старинных, изготовленных на тряпичной бумаге, не пренебрегая их отдельными частями и даже полями. Это касается также и переплетных крышек, их картонных сторонок, уцелевшего покровного материала, капталов, форзацев и т. д.
       Особое внимание следует уделить подбору клеев. Имеющиеся в продаже конторский, канцелярский (силикатный), универсальный, обойный и им подобные клеи для переплетных работ не пригодны из-за плохой клейкости, а главное, потому, что наличие в их составе щелочи или кислот приводит к разрушению бумаги и других материалов, из которых делают книги. Не рекомендуется также готовить клеи по рецептам, приводимым в литературе по бытовой химии, в различных полезных советах, так как к клеящим составам, применяемым в переплетном деле, предъявляются повышенные требования в отношении антисептических свойств, стойкости и безвредности. Бытовые же клеи этим требованиям не отвечают.
       Итак...

2.1. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О БУМАГАХ?


       Книги печатаются в основном на типографской бумаге для высокой печати № 1 и № 2. Она имеет однородную структуру (равномерный просвет, отсутствие “облачности”), достаточно гладкая, пластичная и прочная. Главные виды типографских бумаг: газетные, книжно-журнальные, иллюстрационные, для трех- и четырехкрасочного печатания, мелованные.
       Для многокрасочных книжно-журнальных изданий используется также офсетная бумага (№ 1, марки А, Б, В и № 2 марки А, Б). Эти бумаги достаточно влагоустойчивы и прочны. Малоформатные словари, справочники и другие издания чаще изготовляют из специальной печатной тонкой словарной бумаги типографской и офсетной. Многокрасочные репродукции, иллюстрации с мелколиниатурных клише, а также художественные альбомы, иллюстрированные журналы, книги по искусству и т.д. печатают на мелованной бумаге, на поверхность которой с одной или обеих сторон наносится суспензия (покровная масса), состоящая в основном из белых пигментов, наполнителей, водорастворимых и водоразбавленных пленкообразователей.
       Для форзацев применяют специальную форзацную бумагу, которая обладает достаточной механической прочностью на разрыв и на число двойных перегибов, она обязательно должна быть проклеенной. Форзацная бумага вырабатывается двух марок — А и О. Бумага марки А может быть белой или цветной (окрашенной в массе и с поверхности), с узорчатым рисунком и тиснением, а марки О — только белая. Масса этих бумаг 80, 160 г/м2. При отсутствии форзацной можно воспользоваться офсетной, литографской и другой плотной бумагой, но они по прочности уступают форзацной. Слишком высокая проклейка и плотность офсетной и литографской бумаг при увлажнении их раствором клея приводят к сильному скручиванию форзаца и его деформации, что усложняет работу при ручной вставке блока в крышку. Нежелательно применять для форзацев обложечную бумагу или другую, имеющую в своем составе древесную массу. Из-за очень низкой прочности этих бумаг сделанные из них форзацы быстро разрушаются в месте изгиба.
       Обложечная бумага используется для крытья брошюрного блока обложкой, изготовления составных и цельно-бумажных переплетных крышек. Она вырабатывается трех марок: А, Б, В. Для оклейки переплетов многих книг применяется влагостойкая обложечная бумага марок А и Б. В продаже иногда бывают обложечные бумаги типа “мраморная”, глянцевая цветная, крепированная (с шероховатой фактурой поверхности, например “под кожу”, ткань и т.п.), бархатная (или велюр), бумага, покрытая водостойкими красителями различного цвета, и др.
       Слизуры и отставы делают из белой или серой плотной бумаги, а для оклейки корешков применяют малопроклеенную бумагу, например газетную или ротаторную.
       Следует запомнить, что в процессе отлива бумаги волокна располагаются в основном по ходу движения сетки бумагоделательной машины. Такое направление бумажных волокон называется машинным или продольным. В этом направлении прочность бумаги выше, а деформация при увлажнении значительно меньше, чем в поперечном, что обязательно нужно учитывать при раскрое бумаги для форзацев, обложек, отстава, для оклейки корешка, заплат и склеек. Направление волокон в заготовке должно быть всегда параллельно корешку блока.
       Есть несколько способов определения продольного и поперечного направления волокон, т.е. направления отлива бумаги. При разрыве бумаги в двух взаимно перпендикулярных направлениях более ровный и прямолинейный обрыв указывает на продольное направление. Если вырезать из двух взаимно перпендикулярных сторон листа две одинаковых по длине и ширине полоски, сложить их вместе и зажать с одного конца, оставляя другой свободным, то полоски разойдутся, и менее изогнутая из них будет долевой. Если смочить водой взаимно перпендикулярные обрезы листа, то увлажненная бумага в поперечном направлении становится волнистой, а в продольном ее деформация едва заметна (рис. 14).
       При реставрации книг применяются различные виды тонких и плотных бумаг.
       Для скрепления разрывов на тексте и укрепления ветхих документов с двухсторонним текстом используется белая и бурая конденсаторная бумага. Она самая тонкая (ее толщина 12 — 15мкм.) из всех видов бумаг и очень прозрачная.


Рис. 14. Способы определения долевого и поперечного направлений волокон бумаги:
а — двумя полосками, вырезанными из взаимно перпендикулярных сторон бумажного листа; б — разрывом бумаги в двух взаимно перпендикулярных направлениях; в — смачиванием взаимно перпендикулярных сторон бумажного листа.


       Бумагу-основу для парафинирования используют для упрочения хрупких, ломких листов. Благодаря кремовому оттенку она сливается с цветом пожелтевших листов книг, при этом достаточно прозрачна. Ее недостаток — деформация и скручиваемость после намокания, однако это удается устранить упрочением полей с оборотной стороны реставрируемого листа.
       Микалентная бумага изготовляется из хлопка. Она длинноволокнистая, очень прочная, вместе с тем эластичная, хорошо впитывает влагу. В настоящее время это один из основных материалов в реставрационной практике. Применяется она для укрепления ветхой основы листов с односторонним текстом, при реставрации материалов большого формата.
       Длинноволокнистая равнопрочная бумага очень эластична, прозрачна, при намокании и после высушивания деформируется незначительно, однако прочна во всех направлениях, обладает хорошей биостойкостью.
       Для дополнения недостающих частей листа используются плотные бумаги по принципу подобия, т. е. подбирают бумагу, идентичную основной бумаге книги (учитывая при этом ее фактуру, цвет, толщину). Подбор бумаг для реставрации современных изданий не представляет особых затруднений. Сложнее это сделать для старинных книг. Чаще всего используются макулатурные чистые листы тряпичной бумаги, бумага-основа для пергамента марки Б, пергамин. Последний служит основой для дополнения недостающих частей листов тонкой тряпичной бумаги. Он легко тонируется, сочетается с любым клеем.
       Помимо этого в реставрационной практике используются так называемые вспомогательные бумаги: фильтровальная, папиросная, парафинированная (вощеная) — для удаления излишней влаги, при отбелке и нейтрализации бумаги реставрируемой книги, в качестве прокладок для предотвращения склеивания листов при прессовании и в других реставрационных процессах.

2.2. КАКОЙ НУЖЕН КАРТОН?


       Для ручного изготовления переплетных крышек применяется переплетный картон марки А, вырабатываемый из древесной массы. Он желто-коричневого цвета, достаточно гладкий и обладает удовлетворительной прочностью и гибкостью, толщина его 1,25—3мм. Из него делают переплетные крышки, сторонки которых оклеивают переплетной тканью или обложечной бумагой. Макулатурный картон из бумажных отходов по прочности не уступает предыдущему, но у него недостаточно гладкая поверхность, а картон, содержащий солому, — ломкий. Картон из тряпичной массы при хорошем качестве поверхности обладает повышенной прочностью и гибкостью. Для цельнокартонных переплетов обрезных и с кантом используется цветной многослойный картон марки В, одна сторона которого (лицевая) глазированная, а другая — матовая. Толщина его 0,4—0,9мм.
       Обложки для брошюр, переплетные крышки для книг небольшого объема, справочников, блокнотов, различные папки делают из прессшпана — тонкого (0,35—1,2мм.), но очень прочного, гибкого лощеного картона, который имеет цвет естественного волокна, а иногда окрашен.
       Для альбомов применяется глазированный (глянцевый) тонкий картон разных цветов, толстая бумага типа чертежной, рисовальной, а также плотная цветная.
       При отсутствии переплетного картона для изготовления переплетных крышек можно воспользоваться старыми картонными сторонками, предварительно очистив их от остатков покровного материала и клея. Пригоден для этих целей и упаковочный картон, из которого делают коробки для обуви, головных уборов, галантерейных и других товаров. Тонкий картон можно склеить. При склеивании в два слоя направление продольных волокон должно совпадать, в три слоя — крайние листы подбирают в продольном направлении, а средний в поперечном. Сушат склейку под прессом.

2.3. ЧТО ТАКОЕ ПЕРЕПЛЕТНЫЕ ТКАНИ?


       При изготовлении тканевых корешков, переплетных крышек, фальчиков, для оклейки уголков крышек в переплетном деле используются специальные переплетные ткани, а также материалы на нетканой или бумажной основе. Приводим краткое описание наиболее распространенных и употребляемых из них.
       Переплетный коленкор — это тонкая хлопчатобумажная окрашенная ткань, пропитанная составом из крахмальных веществ, минеральных наполнителей и красителей. Поверхность коленкора может быть гладкой или фактурной. У коленкора “модерн” сохраняется фактура ткани-основы. Выпускается он в рулонах длиной 200 — 250м. и шириной от 62 до 86см.
       Ледерин также хлопчатобумажная окрашенная ткань, на изнаночную сторону которой нанесен слой крахмального грунта, а на лицевую — эластичная пленка из нитроцеллюлозы, пластификаторов, наполнителей и пигмента. Ледерин — влагостойкий материал, прочнее коленкора. Его выпускают в рулонах длиной 200—250 м при ширине полотна 75 — 78см. Ледерин изготовляют также на бумажной основе: он менее прочен, но гораздо дешевле тканевого и с успехом может использоваться для составных и цельнокрытых переплетных крышек.
       Дерматин — материал, изготовленный из грубофактурной хлопчатобумажной ткани, на лицевую сторону которой нанесено нитроцеллюлозное покрытие с рельефным рисунком, имитирующим кожу.
       В настоящее время все большее применение находят переплетные материалы с латексным покрытием, нетканые материалы с синтетическими покрытиями и без них. Новыми высококачественными материалами, используемыми наряду с традиционными переплетными тканями, являются бумвинил, армированная (склеенная с редкой хлопчатобумажной тканью) бумага, искусственная замша, бумага из синтетических волокон и др.

2.4. ЧЕМ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ПЕРЕПЛЕТНЫЕ ТКАНИ?


       Помимо переплетных тканей в изготовлении деталей книги, а также цельнокрытых переплетных крышек широко используются различные мягкие текстильные (бязь, сатин, молескин, миткаль, меланж), штапельные, грубофактурные (дук, рогожка, парусина, подбортовка, льняной холст) и некоторые другие ткани. Переплетные крышки, оклеенные дуком (окрашенная под натуральный холст и сильно аппретированная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, иногда с лаковым покрытием), очень красивы. Сейчас эта ткань широко используется для оформления переплетных крышек. Изящны книги серии БВЛ, переплетные крышки которых покрыты штапельным полотном.
       В большинстве случаев эти ткани перед использованием для переплетных целей подвергают специальной обработке: нанесению с изнаночной стороны слоя крахмально-каолинового грунта или склеиванию их с бумагой (иногда на лицевую сторону наносят бесцветный лак). Делается это для того, чтобы при наклейке на картонные сторонки через ткань не проступал клей, который может испортить внешний вид переплетной крышки.
       В любительской практике наиболее доступен второй способ — склеивание ткани с бумагой. Для этого кусок ткани нужного размера туго натягивают на доске или толстой фанере и закрепляют тонкими гвоздями, забиваемыми по краям (предварительно под ткань кладут чистый лист бумаги). Затем по размеру ткани вырезают полосу бумаги (лучше не очень плотной) так, чтобы продольное ее направление совпадало с основой (продольными нитями) ткани. Бумагу тщательно промазывают клеем, дают 5—6 мин вылежаться и, вновь промазав тонким слоем клея, аккуратно накладывают на ткань и слегка притирают косточкой.
       Другой способ склеивания ткани с бумагой заключается в том, что лист бумаги предварительно приклеивают кромками к гладкой доске. В этом случае бумага выкраивается так, чтобы со всех сторон был припуск на 20 — 30мм. по отношению к заданному размеру. Затем промазывают наружную сторону бумаги клеем, дают ему несколько подсохнуть и только потом накладывают ткань, но так, чтобы она легла без морщин и складок. После этого ткань слегка приглаживают рукой через лист чистой бумаги. Листы бумаги, склеенные с тканью как первым, так и вторым способом, вначале нужно обжать в прессе и лишь после этого выложить на 5 — 6ч. для просушки.
       Иногда переплетные крышки для альбомов и других ценных изданий делают из шелка, плюша или бархата, склеенных с бумагой. Но эти материалы относительно дороги, быстро пачкаются, кроме того, бархат и плюш вбирают в себя большое количество пыли, поэтому ими увлекаться не стоит. Переплетные крышки редких, особо ценных книг можно изготовить из натуральной кожи. Для этого используют легкие кожи: сафьян, юфть, галантерейную.

2.5. ЧТО НУЖНО ИМЕТЬ ДЛЯ ШИТЬЯ И ОТДЕЛКИ КНИЖНЫХ БЛОКОВ?


       Прежде всего нитки (главным образом хлопчатобумажные № 10, 20 и 30). Они должны быть прочными на разрыв и истирание. Наиболее подходящими считаются хлопчатобумажные № 30 в шесть сложений, которые получают скручиванием трех ниток двухниточной пряжи. Сейчас хлопчатобумажные нитки заменяются в переплетном деленитками из синтетического волокна: капрон, анид (нейлон).
       Для шитья блоков ценных в художественном отношении или объемных изданий можно воспользоваться белыми или светлых тонов тонкими шелковыми нитками (в частности, продаваемым в аптеке хирургическим шелком).
       При шитье блоков на сшивальном станке понадобятся: шнур пеньковый (но не бечевка) 'гладкий толщиной 2 — 2,5мм., который должен легко разъединяться на отдельные волокна; тесьма хлопчатобумажная шириной 15 — 20мм. (пригодны кромки коленкора, бязи); а также специальная полиграфическая марля, которая представляет собой двуниточную редкую, сильно аппретированную хлопчатобумажную ткань полотняного переплетения с двуниточной основой и однониточным утком. При ее отсутствии можно воспользоваться сильно прокрахмаленной и проутюженной бытовой марлей, бинтом или канвой, применяемой при вышивании.
       Для скрепления концов тетрадей книжного блока и украшения книги применяется каптал — лента шириной 13 — 15мм. с утолщенным краем (бортиком) из цветных нитей. Его ткут из хлопчатобумажных, шелковых и синтетических нитей.
       Для закладок (ляссе) используют тонкие узкие ленточки из шелка и искусственного волокна.

2.6. КАКИЕ КЛЕИ ПОНАДОБЯТСЯ ДЛЯ ПЕРЕПЛЕТНЫХ И РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ?


       О требованиях, предъявляемых к качеству клеев, используемых при ремонте и реставрации книг, уже говорилось.
       Переплетные клеи представляют собой растворы, расплавы или водные суспензии природных, искусственных и синтетических полимеров. Для брошюровочно-переплетных работ применяются поливинилацетатный, бутадиен-стирольный (латексный), полиамидный, полиакриламидный, карбоксиметилцеллюлозный, сульфитный, термопластичный, костный, казеиновый, крахмальный и другие клеи. В зависимости от назначения, т.е. условий склеивания, они объединяются в группы: для склеивания бумаги, переплетного коленкора, ледерина, приклейки каптала, заклейки корешков сшитых книжных блоков, для клеевого бесшвейного скрепления последних и т.д.
       Самодеятельному переплетчику и реставратору книг нет необходимости обзаводиться всеми перечисленными клеями, многие из которых имеют специфическую технологию приготовления и применения, их непросто приобрести. Поэтому здесь речь пойдет только о тех клеях, которые вполне доступны, бывают в продаже и отвечают требованиям ручных переплетных и реставрационных работ.
       Раньше наиболее употребительны были клеи животного происхождения — костный, мездровый, рыбий, относящиеся к коллагеновым (или глютиновым), и казеиновый, а также растительного происхождения — крахмальный, мучной, декстриновый. Они успешно используются и сейчас при типографском изготовлении книг, а особенно при реставрационных и переплетных работах, в мастерских, библиотеках, в домашних условиях.
       Клеи животного и растительного происхождения просты в приготовлении, удобны в работе, их легко приобрести. Однако они не стабильны по свойствам, подвержены воздействию гнилостных бактерий, образованию плесени, боятся сырости. Большинство из них имеет темный цвет. Для улучшения качества и более длительной сохранности в них вводят определенные добавки, в основном кислотные и щелочные соединения, увеличение содержания которых в растворах, против рекомендуемого, может привести к изменению цвета склеиваемых материалов.
       Коллагеновые клеи — костный, вырабатываемый из обезжиренных костей животных; мездровый, на изготовление которого используется подкожный слой (мездра) шкур животных, отходы кожевенной промышленности; и рыбий, получаемый вывариванием плавательных пузырей и хрящей осетровых рыб. Они обладают очень высокой первоначальной липкостью, хорошей текучестью, быстрым схватыванием склеиваемых материалов и не промачивают последних. В переплетном деле наиболее широко применяется костный клей.
       При приготовлении коллагенового клея плитку костного или мездрового клея дробят на небольшие кусочки (в последнее время костный и мездровый клей часто изготовляют в виде гранул или стружки, рыбий клей — в виде тонких полупрозрачных пластинок). Следуя указанной в рецепте дозировке, отвешивают необходимое количество клея и отмеряют нужный объем холодной воды. Опускают клей в воду и оставляют до полного набухания (на 6—12 ч, а гранулированный на 2 ч). Затем посуду с клеем помещают в кастрюлю с горячей водой и подогревают до температуры 70—80°С, помешивая до получения однородной массы,


Рис. 15. Клееварка: общий вид и разрез.


       напоминающей по консистенции сметану. Клей не следует расплавлять долго, при более высокой температуре и на открытом пламени, так как это резко ухудшает его качества. Лучше всего иметь для этой цели специальную клееварку (рис. 15), так называемую водяную баню, представляющую собой два сосуда, расположенных один в другом. Дно меньшего сосуда, в котором находится клей, не должно соприкасаться с дном большего; меньший сосуд должен обогреваться водой, находящейся в большом сосуде. При отсутствии клееварки можно на дно кастрюли или банки большого размера, в которую наливается вода, положить два деревянных брусочка и на них поставить посуду с клеем.
       После того как клей разойдется, в него при непрерывном помешивании вводят необходимые добавки. Так, введение 1 — 1,5% глицерина улучшает эластичность клеевой пленки, а добавка 2% буры или 0,5% фенола предохраняет его от порчи. Рабочая температура клея 40 — 50°С. Застуденевший клей разогревают на водяной бане.
       Для приготовления коллагеновых клеев можно использовать и пищевую желатину. Для этого 50г. желатины замачивают на 3 — 4 ч в 1000мл. воды. Затем состав нагревают на водяной бане при температуре 50—60°С до получения однородной массы и вводят в теплый раствор 10 мл глицерина. Клей можно хранить в холодильнике 2 — 4 дня. Применяют для укрепления корешка блока и ветхих тряпичных бумаг.
       Казеиновый клей вырабатывается из обезжиренного творога, получаемого из молока животных, с добавлением щелочи, минеральных солей, фтористого натра, медного купороса и небольшого количества керосина (для предохранения от расслоения и комкования). Наличие этих добавок иногда приводит к изменению цвета склеиваемых материалов или к понижению прочности бумаги, ткани. Поэтому казеиновый клей в переплетном деле следует применять по возможности реже, лишь при изготовлении переплетов для изданий, не предназначенных для длительного пользования. По сравнению с коллагеновыми клеями он несколько медленнее схватывает, из-за чего больше пропитывает склеиваемые материалы, но обладает лучшей водопрочностью. Казеиновый клей поступает в продажу в виде порошка, содержащего все необходимые добавки. Хранить казеиновый порошок нужно в плотно закрывающейся банке.
       Казеиновый клей приготовляют следующим образом: отвешенную дозу порошка высыпают постепенно, помешивая, в заранее отмеренную по объему воду комнатной температуры. Размешивание ведут до полного исчезновения комков в течение 40 — 60мин., затем дают отстояться, снимают всплывшую на поверхность пену, и клей готов к употреблению. Рабочая вязкость его сохраняется примерно в течение 4 ч, после чего он постепенно густеет и становится непригодным для работы. Добавлять воду в загустевший казеиновый клей даже при его размешивании бесполезно, поэтому рекомендуется сразу отмерять необходимое количество воды.
       Крахмальный клей готовят из крахмала, который вырабатывается из клубней картофеля, зерен риса, пшеницы, кукурузы (маиса). Наиболее распространен у нас картофельный крахмал.
       Приготовить крахмальный клей (клейстер) несложно. В стеклянную посуду наливают немного холодной воды и высыпают заранее отвешенный крахмал. Затем тонкой струйкой при непрерывном помешивании туда же доливают кипяток до нужного объема и продолжают помешивать до тех пор, пока содержимое не загустеет. Готовят клейстер и иным способом: наливают в эмалированную или алюминиевую посуду нужное количество холодной воды и всыпают туда отвешенную дозу крахмала. Посуду с этой смесью ставят в кипящую воду или на слабый огонь и нагревают при непрерывном помешивании до загустевания (т. е. до 65 — 70°С) и приобретения ею прозрачно-белого с синеватым оттенком цвета. Подогревать клейстер до более высокой температуры не рекомендуется, так как он значительно разжижается и становится тягучим, что затрудняет работу с ним. Липкость и стабильность свойств клейстера можно повысить введением в теплый раствор буры (согласно рецептуре). Клейстер, остывая, сильно густеет и выделяет (отсекает) воду, поэтому его готовят в небольшом, необходимом для одного дня работы объеме (на следующий день он становится малопригодным).
       Мучной клей. Мука содержит в себе крахмал и клейковину, поэтому тоже может быть использована для приготовления клейстера. Лучше брать муку тонкого помола.
       Отвешенную муку размешивают в необходимом объеме холодной воды, затем смесь переливают в металлическую посуду и при непрерывном помешивании доводят до температуры 80—85°С. В полученный клейстер вводят согласно рецептуре необходимые добавки.
       Клей для реставрации листов старых книг готовят в следующей последовательности: берут 40г. муки, просушенной в духовом шкафу в течение 40 — 50мин. при 50°С и периодическом помешивании, 750 мл дистиллированной или кипяченой воды, 10мл. глицерина и 4 мл 40%-ного формалина. В небольшом количестве заранее отмеренной воды тщательно размешивают муку. Остальную воду нагревают до кипения, затем при постоянном помешивании постепенно вливают ее в водо-мучную смесь. После этого посуду помещают в водяную баню, и клеевую массу при постоянном помешивании (в одном направлении) нагревают до 80 — 85°С. При этой температуре клей варят в течение 25 — 30мин., продолжая помешивание. Остывший клей процеживают через марлю в стеклянную посуду, после чего в него вводят согласно рецептуре глицерин (для эластичности клеевой пленки) и формалин (для предохранения от плесневения и бактериального разложения). Клей годен в работе в течение двух дней.
       Удобен при проведении реставрационных работ мучной клей с добавлением желатины, которая улучшает его клеящие свойства, и глицерина, повышающего эластичность клеевой пленки. В зависимости от вида работ, состояния и свойств бумаги клей приготавливают жидким и густым: первый используют для наклейки тонких бумаг на плотные, склеивания тонких бумаг, укрепления листов конденсаторной бумагой; второй — для склеивания плотных бумаг, вставки книжного блока в переплетные крышки, склеивания суперобложек с тканью, наклейки этикеток, карманов, для расщепления бумаг. На 1000мл. дистиллированной или кипяченой воды для густого клея отвешивают 135г.
       пшеничной муки тонкого помола, 12г. желатины и отмеряют 6 мл глицерина (для жидкого соответственно — 80г. муки, 10г. желатины и 4мл. глицерина). Желатину предварительно замачивают в 50 мл воды комнатной температуры не менее чем на 4ч. После того как она набухнет, в эмалированной кастрюльке нагревают до кипения 650 мл воды. Отвешенную муку тщательно размешивают в 300 мл холодной воды и медленно, при энергичном помешивании вливают в закипевшую воду. Варку клея продолжают в течение 20мин. при температуре 80 — 85°С и постоянном помешивании. По окончании варки клеевой массы в нее медленно при постоянном помешивании вводят подогретый до 50—60°С расплав желатины и глицерин. В качестве консерванта можно ввести формалин из расчета 0,5 — 1мл. на 100мл. клея. Этот клей практически нейтрален, рН около 6. Срок его хранения в холодильнике 4 — 5 дней. Для работы берут количество клея, необходимое на день.
       Декстриновый клей. Декстрин — это продукт частичного термического расщепления крахмала. Получают его нагреванием крахмала до 180 — 200°С в специальных жаровнях. В результате такой обработки крахмал превращается в желтоватый порошок, способный растворяться в холодной и горячей воде. Вырабатываются три вида декстрина — белый, палевый и желтый. Наиболее распространен палевый. Декстрин можно приготовить и самим. Для этого насыпают на сковородку крахмал и поджаривают его на слабом огне при непрерывном помешивании до тех пор, пока он не станет палевым. Приготовление декстринового клея сводится к засыпке в воду порошка и размешиванию его до исчезновения комочков. Клей из декстрина не застудневает, его можно разбавлять водой. Но высохшая клеевая пленка чрезмерно хрупка и имеет невысокую адгезию к поверхности склеиваемых материалов. Введение 1 — 2% глицерина повышает эластичность клеевой пленки, а добавка 1 % буры увеличивает адгезию клея.
       В полиграфической промышленности, а также при ремонте и реставрации книг в последнее время все более широкое распространение получают клеящие вещества на основе синтетических полимеров. Синтетические клеящие вещества по сравнению с клеями растительного и животного происхождения более стойки к климатическим изменениям, могут храниться длительное время, не подвергаются воздействию микроорганизмов, быстрее сохнут.
       Переплетчику и реставратору книг, работающему дома, в кружке, в мастерской небольшой библиотеки или в школе наиболее доступны следующие синтетические клеи.
       Поливинилацетатная дисперсия (водная дисперсия-золь поливинилацетата) бывает в продаже под названием “Клей ПВА”. По внешнему виду это вязкая, сметанообразная жидкость молочно-белого цвета, без комков и механических загрязнений, иногда со слабо выраженным запахом уксуса. Для переплетных и реставрационных работ лучше использовать дисперсию ПВА марок ДБ 47/7С, ДБ 47/7В, ДБ 47/7СМ, ДБ 47/7 ВП (индекс “ДБ” показывает, что в дисперсии введен пластификатор дибутилфталат; индексы: С — дисперсия средневязкая, В — высоковязкая, М — модифицированная; первые две цифры указывают минимальное содержание полимера в пластифицированной дисперсии, а последующая — среднее содержание пластификатора в процентах). Поливинилацетатная дисперсия обладает исключительно высокой адгезией к переплетным материалам, высокой эластичностью клеевой пленки, прозрачностью в тонком слое, отсутствием неприятного запаха, удобством в работе (она имеет стабильные свойства, вязкость можно легко понизить добавлением воды), не подвергается бактериальному разложению. Применяется как в чистом виде, так и в смеси с костным клеем, Na-КМЦ, мучным и т. д.
       Быстрое “схватывание” клея при ручных переплетных процессах вызывает осложнения в работе: неточно совмещенные склеиваемые детали почти невозможно разъединить без разрушения их поверхности (бумага при этом рвется), поэтому при использовании клея ПВА необходимо с особой аккуратностью выполнять операции, предшествующие склеиванию. Недостатком является хрупкость клеевой пленки при температуре ниже — 30°С.
       Клей используется для заклейки корешков сшитых книжных блоков, бесшвейного клеевого скрепления блоков, приклейки форзацев, при изготовлении переплетных крышек.
       Карбоксиметилцеллюлозный (Na-КМЦ) клей. Соль Na-КМЦ легко растворяется в воде, образуя при этом вязкие бесцветные стабильные растворы. Для приготовления клея соль всыпают в холодную воду (дистиллированную или кипяченую). Растворение длится в течение 16 — 24ч.; чтобы ускорить его, смесь следует периодически помешивать. Клей обладает хорошей клеящей способностью, которая зависит от концентрации Na-КМЦ в клеевом растворе и добавки — поливинилацетатной дисперсии. Клей можно заготовлять на 10 — 12 дней работы.
       Перед употреблением в него добавляют немного глицерина.
       Растворы Na-КМЦ применяют в основном для работы с бумагой, при вставке книжных блоков в переплетные крышки, пригодны они и для реставрации старых изданий, так как не подвержены воздействию плесневых грибков и бактериологическому брожению (распаду). Если для этих целей применяются растворы технической Na-КМЦ, которые содержат свободные щелочи, последние необходимо нейтрализовать 6%-ной уксусной кислотой до слаборозового окрашивания по фенолфталеину.
       Для склеивания бумаги используют 5%-ный раствор Na-КМЦ (5.г соли на 95мл. воды) с введением 2,5% глицерина. Тонкие бумаги склеивают 2,5%-ным раствором Na-КМЦ с добавлением 1% глицерина; для толстых, плотных и гладких бумаг, реставрации переплетных крышек и обработки книжных блоков берут 10 — 12%-ный раствор соли Na-КМЦ с добавлением 5% глицерина.
       Поливиниловый спирт (ПВС). Это продукт кислого или основного гидролиза поливинилацетата, представляющий собой порошок белого цвета или с желтоватым оттенком. Он легко растворяется в горячей воде, обладает хорошими клеящими свойствами, нейтральной реакцией, совмещается с другими клеями (мучным, крахмальным, желатиновым, костным, казеиновым, поливинилацетатной дисперсией), образуя прозрачные, прочные к истиранию пленки. Рабочая температура клеев на основе ПВС —комнатная. В закрытой таре хранятся долгое время, однако (особенно концентрированные растворы) могут застудневать. При нагревании возвращаются в исходное состояние.
       Для приготовления клея 100г. ПВС высыпают в стеклянную, фаянсовую, эмалированную посуду, заливают 1л. холодной воды и помещают в водяную баню. При постоянном помешивании нагревают до 80 — 90°С до полного растворения порошка. В горячий раствор вводят 50 — 100мл. глицерина. После охлаждения с поверхности раствора удаляют пленку, образовавшуюся из нерастворимой части ПВС.
       В основном применяются 3 — 10%-ные растворы. Клей исрользуют для дополнения недостающих частей листа методом долива бумажной массы, для укрепления бумаг способом пропитки, изготовления краски для тонирования коленкоровых переплетов в местах потертости, соединения разрывов бумаги, наклейки этикеток, изготовления коробок, папок, закрепления карандашных рисунков.
       Метилцеллюлоза — представляет собой белый аморфный порошок или волокнистый продукт, хорошо растворимый в холодной воде, но нерастворимый в горячей. Метилцеллюлоза не плесневеет, не имеет запаха, рН 6-7. Растворы ее обладают стабильностью, высокой вязкостью, не требуют консервирующих добавок. Клеевые пленки гибкие, маслонепроницаемые, но гигроскопичнее бумаги. По клеящей способности растворы метилцеллюлозы уступают другим клеям. Их можно совмещать с клеями из муки, Na-КМЦ и др. Для переплетных работ используются 6 — 8%-ные, а для реставрационных — 1 — 5%-ные растворы метилцеллюлозы.
       Чтобы приготовить 5%-ный раствор, отвешивают 50г. метилцеллюлозы, засыпают ее в фарфоровую или эмалированную посуду, заливают 1л. горячей воды и хорошо перемешивают. По охлаждении метилцеллюлоза растворится, образуя прозрачный коллоидный раствор. Клей применяют для проклейки бумаги невысокого качества, для склеивания плотных бумаг, при расщеплении бумаг, при вставке книжных блоков в переплетные крышки и т.д.
       Клеи БФ-2, БФ-4, “Марс” могут пригодиться при реставрации переплетных крышек из кожи, а БФ-2 и БФ-4 — для бесшвейного скрепления книжных блоков.
       В процессе работы может потребоваться клей различного состава и консистенции. Рецептура клеев, рекомендуемых для выполнения тех или иных технологических операций, приводится в Приложении 1.




Дата последнего изменения:
Wednesday, 02-Nov-2016 11:22:12 MSK