Оглавление

Глава 4. Рабочее место и инструменты для переплетных работ

4.1. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОЧЕЕ МЕСТО?


       В домашних условиях для рабочего места желательно выделить специальный уголок вблизи источника света, а еще лучше не в жилой комнате. В библиотеках для этого подыскивают место в подсобном помещении или вдали от книжных стеллажей, чтобы пыль и испарения, появляющиеся при обработке и склеивании переплетных материалов, не оседали на книгах.
       Если представляется возможность организовать кружок переплетного дела, то помещение для занятий должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и требованиям производственной эстетики, быть сухим и светлым, хорошо проветриваемым. При этом в расчете на 15 кружковцев и одного преподавателя лучше иметь две комнаты — одну для занятий (площадью 40 — 45 м2) и другую (площадью 12—15 м2) — для подсобных работ: приготовления клеев, заточки инструментов, хранения запасов материала. Если для занятий будет отведена лишь одна комната, место для подсобных работ необходимо выделить недалеко от окна, в форточный проем которого монтируется вытяжной вентилятор, и отгородить остекленной перегородкой.
       Стены комнаты для занятий рекомендуется окрасить в светлые тона желтого, зеленого, голубого оттенков. Желательно, чтобы площадь застекленной поверхности (окон) составляла 1/4 или 1/5 площади пола. Искусственное освещение лучше обеспечить люминесцентными лампами; минимальная освещенность на рабочих местах при искусственном освещении — 300 лк.
       Для проветривания помещений окна должны иметь форточки или фрамуги. Температуру воздуха следует поддерживать в пределах от +18 до +21 °С при влажности 40—60%.
       Размещать мебель и оборудование следует так, чтобы естественный свет падал с левой стороны или слева и спереди работающего.
       Стол руководителя кружка, классная доска, плакаты и демонстрируемые образцы должны быть хорошо видны всем.
       Каждое рабочее место должно быть индивидуальным.
       Учитывая, что основные переплетные операции выполняются сидя или стоя за столом, и его поверхность подвергается физическим нагрузкам (давлению, ударам), нужна усиленная и приподнятая столешница. Ее можно сделать из сорокамиллиметровых досок, связав их снизу по торцовым и одной продольной сторонам брусьями из этих же досок (высотой — 100 — 120мм.) Лицевую часть новой столешницы покрывают фанерой или гетинаксом и укрепляют на крышке стола, что увеличивает его высоту на 140 — 160мм. Кромки дополнительной столешницы следует окантовать деревянными рейками, тщательно зачистить, зашпаклевать и окрасить масляной краской. Пространство, образовавшееся между дополнительной и основной столешницами, можно использовать для хранения материалов и инструмента.


Рис. 18. Стол для переплетных работ и пенал для инструментов.


       В правом переднем углу крышки стола делается отверстие по диаметру клеянки, куда ее устанавливают во время работы. К правой стороне передней продольной кромки крышки (или к правой торцовой) крепится пенал для инструментов. Общий вид такого стола, а также пенала для инструментов показан на рис. 18.


Рис. 19. Шкаф с вытяжкой для приготовления клея.


Рис. 20. Примерная планировка помещения для кружка переплетного дела:
а — уголок хранения материалов; б — уголок для вспомогательных работ; 1 — столы кружковцев; 2 — стол руководителя; 3 демонстрационный (вспомогательный) стол; 4 — стулья (табуреты); 5 — классная доска; 6 — умывальник; 7 — аптечка; 8 — стеллаж; 9 — шкаф с вытяжкой для приготовления клея; 10—витрина для образцов и поделок; 11 — электрическое точило.


       Стулья, а еще лучше табуреты должны быть на 100 — 150мм. выше стандартных. Они удобны для работы сидя и при изменении рабочего положения.
       Для хранения материалов, приспособлений, инструментов можно использовать имеющиеся в наличии шкафы, стеллажи, полки.
       Бумаго- и картонорезальные машины, приводные и механические прессы и т. п. оборудование (если оно имеется в кружке) следует устанавливать не ближе 2 — 2,5м. от рабочих столов и оснастить их защитными устройствами. К ним должен быть свободный и безопасный доступ.
       В рабочей комнате кружка выделяется место для витрины с наглядными пособиями, макетами. При оборудовании подсобного помещения особое внимание надо уделить воздухообмену в нем: точильные станки обязательно должны быть снабжены пылеотсасывающим устройством. Для варки клея следует использовать электрическую плитку с закрытым нагревательным элементом, помещают ее в специальном металлическом шкафу, имеющем вытяжку (рис. 19). В комнате для занятий и в подсобном помещении необходимо в целях противопожарной безопасности иметь ящик с песком, ручные огнетушители типа ОХП-10. Примерная планировка помещения для занятий переплетным делом показана на рис. 20.
       При создании уголков переплетного дела дома или в библиотеках следует придерживаться рекомендаций по оборудованию рабочих мест в кружках.

4.2. КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ НУЖНЫ ДЛЯ ПЕРЕПЛЕТНЫХ РАБОТ?


       Специальные инструменты переплетчика опробированы многими поколениями. До наших дней они дошли практически без изменений и широко используются при ручных работах в большинстве стран. Условно их можно разделить на три группы: режущие, вспомогательные и отделочные.
       К режущим инструментам относятся ножи, предназначенные для резки бумаги, картона, раскроя тканей, обрезки книжных блоков, шерфования (срезки на нет краев) кожи при изготовлении кожаных переплетных крышек. Вспомогательными инструментами являются косточки (гладилки), фальцлинейки, металлические линейки, уголки и угольники, “растрепка”, кашировка, мерительные инструменты, кисти. Отделочные инструменты используются при обработке переплетных крышек, крытых техническими, текстильными синтетическими тканями, материалами на нетканой основе, кожей, моделировании корешков, отделке обрезов книг. К ним относятся те же косточки (гладилки), штриховки, накатки, гладильники, штампы, пуансоны, литеры и другие.
       Значительно облегчают работу переплетчика и реставратора различные приспособления: зажимные устройства — переплетные прессы и тиски, станочки для сшивания книг, резаки для обрезки книг (гобели и др.)| специальные переплетные доски и т. п. Промышленность пока не выпускает подобных инструментов и приспособлений, но они просты по конструкции и их не сложно изготовить своими силами или заказать мастеру.

4.3. КАКИМИ НОЖАМИ РАБОТАЕТ ПЕРЕПЛЕТЧИК?


       Резание различных материалов занимает большой удельный вес в процессе переплетных работ, поэтому каждому переплетчику желательно иметь несколько ножей целевого назначения, а некоторых из них, например универсальных переплетных, — два-три. Это создает условия для более ритмичной работы, так как не нужно будет отвлекаться на заточку затупившегося инструмента.


Рис. 21. Переплетные ножи: универсальный;
узкий нож для разрезания переплетных материалов по сгибу; нож для резания картона.


       Универсальный переплетный нож (рис. 21, а) лучше всего сделать из полотна приводной ножовки, изготовляемой из высококачественной инструментальной стали. Он удобен в работе, так как меньше тупится. Лезвия обычных обиходных ножей, в том числе и сапожных, при резании бумаги, картона быстро деформируются, и их приходится все время затачивать. Размеры и формы переплетного ножа видны на рисунке. Затачивают его, спуская фаску с правой стороны (в положении при резке), а затем доводят с обеих сторон на оселке. Иногда кончик ножа срезают под углом 10—15° к верхней кромке, что делает его более устойчивым в работе. Удобнее пользоваться ножом, когда его длина вместе с рукояткой равна 200 — 220мм. Рукоятку оклеивают деревом, пластмассой, обрабатывают и зачищают, чтобы не было острых углов, либо просто оклеивают кожей или обматывают несколькими слоями изоляционной ленты.
       Для разрезки сфальцованных листов бумаги, технических и переплетных тканей удобен узкий нож с удлиненной (100—120 мм) режущей частью (рис. 21, б). Его можно изготовить из полотна не только приводной, но и обычной ножовки по металлу или по дереву. Длина ножа с рукояткой 200—220 мм. Затачивают его с обеих сторон.
       Резать картон, кожу, делать рицовку и рилевку удобнее ножом, имеющим заточку вдоль правой стороны лезвия, конец которого сточен под углом 45° к верхней кромке. При сточенном кончике устойчивость его в работе также повышается (рис. 21, в).

4.4. ЧТО ТАКОЕ ДИСКОВЫЙ НОЖ?


       При ремонте и повторном переплете книг обрезку их приходится производить редко, ибо книги, изготовляемые типографиями, имеют ровные края. Старинные и уникальные издания после подклейки листов нуждаются лишь в подравнивании от руки. Отдельные книжные блоки из пяти-шести тетрадей можно обрезать универсальным переплетным ножом по линейке (уголку), а более толстые — специальным дисковым ножом, предварительно зажав обрезаемый блок в обжимных тисках.
       Дисковый нож (рис. 22) состоит из режущего (из инструментальной углеродистой стали У10А) диска диаметром 90—100 мм, толщиной 2—2,5 мм. С одной его стороны по всей окружности спускают пологую фаску и тем самым затачивают режущую кромку, которую потом необходимо с обеих сторон довести на оселке. Как видно на рисунке, в центре диска вырезано квадратное отверстие (12X12 мм), кромки которого срезаны под углом 45° к плоскости, противоположной снятой фаске. На стержне, являющемся основанием для крепления режущего диска и


Рис. 22. Дисковый нож
а — общий вид; б — детали дискового ножа (1 — режущий диск; 2 — стержень-основание; 3 — рукоятка; 4 — шайба; 5 — гайка-барашек).


Рис. 23. Ножи для работы с кожей:
нож-резак; нож для шерфования кожи; нож для шерфования кожи с боковой режущей кромкой; нож для шерфования кожи с боковой и торцовой режущими кромками.

ручки, сделана фигурная головка, соответствующая по форме и размерам квадратному отверстию диска. Диск надевают на фигурную головку, поверх него ручку (из дерева, металла, пластмассы) и все это скрепляют гайкой. Шляпка фигурной головки стержня не должна выступать из плоскости диска. При некотором навыке таким ножом можно обрезать довольно толстую книгу.
       При изготовлении кожаных переплетов понадобится нож-резак (рис. 23, а). Его можно изготовить из полотна приводной ножовки, из сапожного ножа. Затачивают его с правой стороны. Для шерфования кожи можно использовать универсальные переплетные ножи, имеющие конфигурацию лезвия, изображенную на рис. 23, б. Однако более удобно работать ножами, изображенными на рис. 23, в, г. У ножа (рис. 23, г) две режущих кромки: боковая и торцовая, которые имеют заточку с одной стороны.
       Естественно, что подобный набор переплетных ножей нужен будет лишь в том случае, если предполагается большой объем разнообразных переплетных работ. В принципе же на первых порах или при незначительном объеме работ можно обойтись двумя-тремя универсальными переплетными ножами, желательно с разной конфигурацией лезвия и скальпелями.

4.5. КАК СДЕЛАТЬ КОСТОЧКУ И ГЛАДИЛКУ?


       Косточка (рис. 24) чаще всего находится в руках переплетчика, она нужна при разборке книги, с ее помощью фальцуют (сгибают) листы бумаги и перефальцовывают листы разобранной книги, притирают при приклейке бумагу, тканевые корешки и покровные ткани к картонным сторонкам переплетных крышек, заправляют уголки, наносят рубчик, отделывают книги. По форме она представляет собой хорошо отшлифованную пластинку длиной около 150мм., шириной 20 — 25мм., толщиной 3 — 4мм. в средней части и 1мм. по краям. Один ее конец несколько заострен и закруглен, другой — закруглен, кромки округлены. В закругленном тупом конце иногда делают прорезь на глубину 6 — 8мм. Этой частью косточки пользуются при заделке уголков во время крытья тканью переплетной крышки.


Рис. 24. Косточка.


       Сделать ее можно из трубчатой кости (цевки) конечностей крупного рогатого скота. Для этого подбирают крупную кость нужной длины и ножовкой по металлу распиливают вдоль так, чтобы получилась пластина заданной длины и ширины. Вначале рашпилем с крупной, а затем с более мелкой насечкой придают ей необходимую форму, придерживаясь размеров, указанных на рисунке. Дальнейшую обработку производят с помощью наждачной бумаги с постепенным уменьшением ее зернистости. Полируют косточку опилками, оставшимися после обработки ее рашпилем, смоченными спиртом, при помощи кусочка сукна или войлока.
       Гладилки изготавливают из какой-нибудь прочной твердой пластмассы, нержавеющей стали и, наконец, из дерева твердых пород, придерживаясь тех же форм и размеров. Однако последние менее удобны в работе.

4.6. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ И ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ДРУГИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ?


       Для растрепывания концов шнуров у сшитых книг нужна будет растрепка — тонкая металлическая пластинка с прорезями (рис. 25, а). Обрезку нетолстых книг, резку бумаги, картона и других переплетных материалов удобнее и безопаснее производить не по обычной линейке, а используя вместо нее дюралевый или стальной уголок длиной 350—400 мм с полками 35—40 мм (рис. 25, б). Естественно, что наружные плоскости полок и угловые грани его должны быть идеально ровными.
       Для придания корешкам толстых книг грибообразной формы понадобится кашировка — металлическая пластинка (толщиной 0,8—1,0 мм) с мелкими закругленными зубчиками на одной из сторон (рис. 25, в). Отверстия в ко-


Рис. 25. Вспомогательные инструменты для ручных переплетных работ:
а — “растрепка”; б — уголок для резки бумаги и переплетных материалов ножом; в — кашировка; г — пробойник; д — фальцлинейка.

решках альбомных листов удобно пробивать с помощью пробойника (рис. 25, г).
       Фальцлинейки (рис. 25, д) используются при обрезке кромок переплетных крышек и представляют собой тонкие металлические пластинки длиной 300 — 350мм. и шириной 30 — 40мм., к одной из сторон которых приклепаны металлические бортики высотой 8 — 10мм. и толщиной 3,4 и 5мм.

4.7. КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПРИ ОТДЕЛКЕ ПЕРЕПЛЕТНЫХ КРЫШЕК?


Рис. 26. Штриховки:
а — внешний вид штриховок (филет); б — работа штриховкой; в — профили штриховок.


       Среди отделочных инструментов для ручного тиснения наиболее употребимыми являются штриховки и филеты (рис. 26, а). С их помощью наносятся бесцветные линейные узоры на покровных материалах. Изготовляют их из стали. Печатающая поверхность имеет дугообразную форму. При работе штриховку прижимают к ткани и, слегка раскачивая рукоятку, двигают в нужном направлении (рис. 26, б; на рис. 26, в показаны некоторые профили штриховок). Штриховки могут быть оснащены ручками каждая в отдельности, что удобнее, или иметь одну общую с цанговым зажимом. Филеты по форме не отличаются от штриховок. Они предназначены для тиснения с использованием переплетной цветной, бронзовой, алюминиевой и другой фольги, а также золотом по коже. Делают их из меди, обладающей по сравнению со сталью большей теплопроводностью. Применять филету вместо штриховки не следует, так как после нее на поверхности переплетного материала может остаться след меди.
       Накатки, или как их еще называют басмы колесные (рис. 27), служат для нанесения как прямых сплошных, пунктирных, фигурных, так и контурных линий. Они представляют собой медные или латунные ролики с выгравированным узором, закрепленные с помощью оси в вилке,


Рис. 27. Накатки:
а — общий вид; б — портняжная накатка; в — пример гравировки узора на ребре ролика.

оснащенной рукояткой. В качестве простейшей можно использовать обычную портняжную накатку. Накатки, дающие разнообразные пунктирные линии, можно изготовить из зубчатых колес от часов, небольших металлических шестеренок. Если их зубья слегка сточить, то получатся разные по величине черточки пунктира. Приложив немного усилий и фантазии, можно изготовить и фигурные ролики, позволяющие за один проход сделать тиснение, содержащее различные декоративные элементы (рис. 27, в).


Рис.28. Гладильники:
а — гладильник ("утюжок") для полирования кожаных переплётов; б — гладильники для отделки небольших участков переплетов из кожи и технических тканей.

 


       Для отделки кожаных переплетов, обработки больших плоскостей на переплетах, покрытых техническими тканями, могут понадобиться “утюжки”, или гладильники. На рис. 28 изображены гладильники для полирования кожаных переплетных крышек и обработки небольших участков переплетных крышек, покрытых кожей или техническими тканями, и тиснения на них тонких линий. Делают их из стали, лучше нержавеющей. Все плоскости и грани должны быть хорошо обработаны, отшлифованы и отполированы. Нагревают гладильники до нужной температуры на открытом пламени или на электрической плитке с закрытыми элементами.
       Прорезку кожи на небольшую глубину, при отделке ее в технике гравирования и тиснения, осуществляют с помощью гравировального ножа (дорожника), представляющего собой стальной стержень с коротким узким граненым жалом (рис. 29).


Рис. 29. Гравировальные ножи (а) и дорожник (б).
Рис. 30. Штемпель:
а — общий вид; б — рабочая часть штемпеля; в — медный штемпель с деревянной ручкой для ручного тиснения горячим способом.

Штампы (штемпели, набойники)
       — это стержни, предпочтительно из нержавеющей стали, на одном конце которых выгравирована, или выточена надфилем, или нанесена любым другим способом деталь орнамента (рис. 30). След холодного штампа наносят на кожу, ударяя по его головке молотком. Для ручного золочения и слепой печати горячим способом штампы делают из меди, оснащая их деревянными ручками (рис. 30, в).
       Штампы со сложными узорами, буквами, монограммами лучше заказать граверу. При самостоятельном изготовлении их следует обратить внимание на то, чтобы печатные элементы имели достаточную высоту (1,5 — 2мм.) и были хорошо обработаны и отшлифованы.
       Пуансоны — стержни и трубочки (рис. 31) различного диаметра и конфигурации служат для нанесения точечных и контурных (замкнутых) оттисков на технических тканях, коже и кожезаменителях. Стержни изготовляют из прутковой стали различного диаметра, аналогично штампам. Для контурных пуансонов используют трубочки из стали, меди, латуни разных диаметров, одному из концов которых придают нужную конфигурацию. Сделать это можно с помощью молотка, обжима в тисках с соответствующими прокладками и т. п. способами. Шлифовка рабочей части — обязательна. Пользуются пуансонами, как и штампами.
       Шрифтовые тиснения на переплетных крышках производятся с помощью специальных медных шрифтов на позолотном прессе, что любителю-переплетчику вряд ли


Рис. 31. Пуансоны:
а — стержни; б — трубочки; в — профиль рабочей части пуансонов и трубочек.

доступно. Конечно, набор шрифтовых штампов можно заказать граверу. Но если вы обладаете слесарными навыками, то литеры можно изготовить из 1,5—2 мм листовой меди или латуни (рис. 32). Проще всего аккуратно вырезать из газеты, журнала буквы нужной гарнитуры и соответствующего кегля и наклеить их лицевой стороной на подготовленную (отшлифованную) металлическую пластинку (клеем 88, 89Н, резиновым). Затем шилом или острозаточенным концом надфиля прочертить контуры литеры на


Рис. 32. Изготовление штемпелей с литерами:
а — литера, вырезанная из бумаги и наклеенная в зеркальном изображении на металлическую пластинку; б — обрезка заготовки; в — обработка граней.

металле так, чтобы они были достаточно четкими. После этого бумажные оригиналы смывают бензином. Для усиления изображения законтуренные участки протирают небольшим количеством черной густотертой масляной краски или темперой. Излишек краски удаляют ветошью с поверхности пластины. Теперь каждая литера будет иметь четкое изображение. С помощью лобзика или просечек удаляют металл внутри литеры, а затем с помощью тех же инструментов и ножниц обрезают буквы по внешнему, контуру. Однако такую обработку следует вести не строго по контуру, а с небольшим запасом. Излишек убирается путем обработки заготовки надфилем под углом в сторону зеркального изображения литеры до необходимых размеров. Такие литеры напаивают тугоплавкими припоями к стержням и пользуются ими как штампами или наклеивают их на металлическую плитку в виде слов (клеем БФ-2, 88Н) и используют как штамп для тиснения блинтового или фольгой в прессе с подогревом.
       Подобным способом можно сделать штампы монограмм, орнаментов или тиснения на переплетных крышках.

4.8. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ И КАК САМОМУ СДЕЛАТЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ ПЕРЕПЛЕТНЫХ РАБОТ?


       В процессе шитья, прессовки, реставрации листов книжного блока, при изготовлении переплетных крышек вручную используются некоторые специальные переплетные приспособления. Промышленностью они не выпускаются. Однако по конструкции они настолько просты, что их можно изготовить собственными силами или заказать мастеру. Следует при этом учесть, что в зависимости от характера и объемов работы приспособления могут использоваться в широком ассортименте либо лишь некоторые из них. Конструктивно они могут быть изменены, исходя из потребностей работающего. Материалы для их изготовления, а также размеры приспособлений даются наиболее употребительные; отклонения от них по технологическим причинам или иным соображениям вполне допустимы. Главное — все приспособления должны быть удобными и безопасными в работе, повышать производительность труда и качество переплетных работ.

4.9. ЧТО ТАКОЕ СШИВАЛЬНЫЙ СТАНОК?

Сшивальный станок (или “уставка”) используется при шитье книжных блоков. Назначение его — закрепить и натянуть марлю, тесьму или шнур, к которым потом будут подшиваться тетради книжного блока.


Рис. 33. Сшивальные станки:
а — традиционный; б — упрощенный с деревянными стойками и перекладиной; в — упрощенный с рамкой из проволоки 1 — основание; 2 — планки (ножки); 3 — вертикальные стойки с резьбой; 4 — гайки (барашки); 5 — перекладина; 6 — крючки для крепления шнуров; 7 — шпильки с крючками для натягивания марли (шнуров, тесьмы); 8 — съемная планка.


       Традиционным и наиболее совершенным является станок, изображенный на рис. 33, а. Он рассчитан на шитье книжных блоков, размер которых достигает формата еженедельников “Неделя”, “Книжное обозрение”, “Огонек”. Устройство его несложно и, при некоторых навыках столярного и слесарного дела, изготовление такого станка не составит особого труда.
       Для основания станка используют гладкую ровную доску или толстую клееную фанеру размером 450x300x30мм. Снизу по краям прикрепляют планки, выполняющие роль ножек, которые приподнимают основание станка на 15 — 20мм. над поверхностью рабочего стола. По переднему краю основания на расстоянии 40 — 50мм. от боковых и 30мм. от передней кромок доски просверливают два отверстия, в которых устанавливают и крепят вертикальные стойки, имеющие в верхней половине резьбу. Для стоек можно использовать металлическую трубку или пруток диаметром 10 — 12мм. и длиной 300 — 350мм. На нарезную часть стоек навинчивают гайки (“барашки”), на которых удерживается перекладина — деревянная рейка с отверстиями по бокам, соответствующими диаметру стоек, и с прорезью в средней части. Длина рейки равна длине основания, ширина 40мм., толщина 20мм. В прорезь вставляют подвижные крючки для крепления концов шнура или тесьмы. Вместо крючков можно использовать шпильки с резьбой, которые в нижней части имеют крючки, на нарезную часть навинчивают гайки. В передней кромке основания станка делается вырез для съемной планки. Между ней и основанием пропускают шнуры или тесьму и закрепляют их под доской на деревянных палочках. С помощью гаек перекладина поднимается вверх, и шнуры туго натягиваются.
       Укрепить полоску марли на этом станке можно и так: деревянную рейку опускают вниз, чтобы расстояние между ее верхней плоскостью и нижней частью основания было равно ширине полоски марли, последнюю прикрепляют к рейке и основанию с помощью кнопок.
       Можно изготовить и более простой станок (рис. 33, б). Для этого надо подобрать для основания толстую доску примерно таких же размеров, как и в вышеописанном станке. По передней кромке ее, отступя на 20 — 30мм. от боковых сторон, сделать вырезы, вставить в них и прибить стояки, а сверху набить планку так, чтобы ее передний край находился на уровне переднего края основания. В планку и переднюю кромку основания вбить несколько пар гвоздиков на равном друг от друга расстоянии, к которым и будут потом прикрепляться шнуры. Узкую марлю в этом случае нанизывают нижним концом на гвоздики основания, а на гвоздях планки укрепляют кусочки тесьмы, к которым с помощью булавок прикрепляют верхнюю кромку марлевой полоски.
       Еще более простое приспособление для шитья книжных блоков изображено на рис. 33, в. В нем к деревянному основанию крепится П-образная дуга из 6 — 8мм. стальной проволоки. Нижние концы шнуров и тесьмы в этом случае укрепляются на гвоздиках, вбитых в основание приспособления, а верхние завязываются на поперечной перекладине П-образной дуги.
       Некоторые переплетчики делают более совершенные и сложные сшивальные станки, в том числе складные, разборные. Компактен и не занимает много места при хранении сшивальный станок (рис. 34), состоящий из основания с продольными ножками и укрепленной между ними по переднему торцу планкой с прорезью для пропуска и крепления шнура; угловой стойки из круглого металла диаметром 10 — 12мм., длиной 250мм., нижний конец которой обточен на квадрат, а верхняя половина имеет резьбу для натяжной и стопорной гаек; и перекладины с крючками (полоса стали длиной 250 — 280мм., шириной 15мм. и толщиной 3 — 4мм.), один конец которой загнут кольцом по диаметру стойки. Крепление деталей показано на рисунке. Между продольными ножками можно устроить гнезда для хранения снятых со станка стойки с гайками и перекладины с крючками. Шнур, тесьма, марля одним концом пропускается в щель между основанием и планкой


Рис. 34. Сшивальный станок с одной стойкой:
1 — основание; 2 — продольные ножки; 3 — планка с прорезью; 4 — угловая стойка; 5 — перекладина; 6 — крючки; 7 — гайки.

с прорезью и фиксируется (на шнурах делают узелки, через марлю и тесьму пропускают шпильки, булавки, скрепки). Верхние концы шнуров укрепляют на крючках перекладины. Натяжение материала осуществляется подвинчиванием натяжной гайки, неподвижность перекладины обеспечивает стопорная гайка.
       Таким образом, выбор конструкции станка — дело вкуса, возможностей, способностей и фантазии книголюба.

4.10. КАКИЕ БЫВАЮТ ЗАЖИМНЫЕ УСТРОЙСТВА И КАК ИХ СДЕЛАТЬ?


       Зажимные устройства: тиски, различные обжимные прессы, струбцины используются при пропилке и обработке корешков книжных блоков, обжимке, прессовании, обрезке блоков, тетрадей, при изготовлении и обработке переплетных крышек, тиснении на них и т.д.
       Существует много конструкций таких приспособлений. Традиционные универсальные переплетные тиски (обжимной пресс) изображены на рис. 35, а. С их помощью можно производить все переплетные операции, связанные с прессованием и обжимкой, а также обрезку книжных блоков круглым ножом и гобелем. Последним и обусловлены их конструкция и размеры. Для изготовления тисков берут два бруска, лучше березовых или буковых, сечением не менее 70X90 мм, длиной 600—700мм. Отступая 100мм. от концов, в обоих брусках просверливают отверстия. В отверстия одного из них вставляют и укрепляют болты диаметром 12 — 18мм., длиной примерно 500мм. (дюралевые болты делают диаметром 20 — 24мм. и нарезают на них трапецеидальную резьбу, гайку при этом следует изготовлять из латуни или бронзы). На этом же бруске укрепляют с помощью клея и шурупов направляющий полоз для гобеля — рейку сечением 20x15мм. длиной 500 — 600мм. Второй брусок надевают на эти болты (он должен свободно перемещаться, но не качаться). Зажимают тиски гайками, снабженными ручками или специальным ключом.


Рис. 35. Переплетные тиски: а — универсальные тиски; б — переплетный пресс (1 — неподвижный брус; 2 — перемещающийся брус; 3 — болты; 4 — зажимные гайки; 5 — направляющий полоз для гобеля); в — обжимной пресс, приспособленный для обрезки книги переплетным или круглым ножом (1 — основание; 2 — прижимная доска; 3 — болты; 4 — гайка (барашек); 5 — металлический уголок); г — обжимной пресс для вспомогательных работ.


       Пресс, изображенный на рис. 35, б, отличается от предыдущего меньшей длиной, так как не предназначен для работы с гобелем, но с его помощью можно без дополнительных приспособлений и принадлежностей производить обработку корешка книжного блока. Изготавливают его из двух буковых брусков (можно клееных досок) длиной 550 — 600мм., шириной 150мм. и толщиной 60 — 70мм. С одной стороны в средней части пресса (отступя на 100 — 120мм. от концов) снимают фаски на глубину 60 — 70мм. с таким расчетом, чтобы ширина каждой стороны верхней рабочей грани не превышала 15мм. Этой стороной пресса пользуются при обработке корешков книжных блоков. Благодаря большой ширине брусков такой пресс устойчив в любом положении. Противоположная (широкая) рабочая грань позволяет пользоваться тисками при обрезке блоков круглым ножом.
       Четырехвинтовой пресс (рис. 35, в) используется как для обжимки и прессования различных материалов, деталей и самой книги, так и для обрезки круглым или универсальным переплетным ножом блоков толщиной до 40 — 50мм. Обрезаемую книгу зажимают в прессе и обрезают, перемещая нож вдоль окантованной металлическим уголком кромки верхней прижимной доски. Если сделать этот пресс размером 300X450 мм, то в нем можно обжимать и прессовать переплетные крышки. Двухвинтовой пресс (рис.35 г.) очень прост по конструкции, но его также можно использовать для различных операций по обработке блоков и переплетных крышек. Высота выступающей части болтов у этих прессов — 120 — 150мм., диаметр их — 8 — 12мм.


Рис. 36. Прессы с одновинтовым зажимом:
а — конторский; б — пакетный.


Рис. 37. Обжим книг (прессование):
в переплетном прессе; при помощи струбцин.


       Удобны в работе переплетные (упаковочные, пакетные, “конторские” и т. п.) прессы с одновинтовым зажимом промышленного производства. Простейшие конструкции подобных прессов, которые можно изготовить самостоятельно, показаны на рис. 36. Для обжимки деталей переплетаемой книги можно использовать деревянные или металлические струбцины, которые имеются в продаже. Прессуемые книги в этом случае также помещаются между переплетными досками и зажимаются струбцинами (рис. 37).

4.11. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИЗ СЕБЯ ГОБЕЛЬ?


       Гобель — это приспособление для закрепления дискового или переплетного ножа, с помощью которого можно обрезать довольно толстый книжный блок, зажатый в универсальные тиски.
       Гобель (рис. 38) >состоит из двух горизонтальных планок длиной 200 — 250мм., шириной 80 — 90мм., толщиной 30мм. На одной из них имеется вертикальное отверстие, в которое вставляется стержень — основание дискового ножа с установленным на нем ножом. Крепится стержень гайкой. Внизу планки вырезается углубление по толщине ножа. В этой же планке сделаны еще три отверстия — перпендикулярные первому. В двух крайних укрепляются направляющие стержни круглого сечения. Через среднее отверстие пропускается поджимной винт с рукояткой, который закрепляется с помощью шайб, ограничивающих его продольное перемещение. Винт в неподвижной планке может только проворачиваться вокруг своей оси. Во второй — подвижной планке сделано также три отверстия. В крайние отверстия входят направляющие стержни (перемещение их должно быть достаточно свободным). В среднее — врезается и закрепляется шайбой на шурупах гайка поджимного болта. В нижней части планки сделан продольный паз по размеру направляющего полоза универсальных тисков. (О работе с гобелем см. 7.13.) Вместо круглого ножа можно использовать и переплетный нож. Дисковый или переплетный нож для обрезки книжных блоков можно закрепить и в колодке, отдаленно напоминающей рубанок (рис. 39). На концах деревянного бруска (букового, дубового, березового) размером 300Х80ХХ25мм. укрепляются упорная и нажимная ручки. В нижней части основания делается углубление, равное толщине ножа. Нож крепится винтом с барашком. Универсальный переплетный нож в таком приспособлении крепится несколько иначе. С его торцевых кромок под углом 45° к основанию снимаются фаски. По толщине ножа вырезают две металлических пластинки, с которых также снимают фаски. Пластинки укрепляют шурупами с потайными головками в выемке колодки. Получается крепление в виде “ласточкина хвоста”. Неподвижность ножа обеспечивается дополнительным винтовым упором.


Рис. 38. Гобель:
1 — неподвижная планка; 2 — подвижная планка; 3 — дисковый нож; 4 — поджимной винт с рукояткой; 5 — направляющие стержни; 6 — ограждение дискового ножа; 7 — винт дискового ножа; 8 — гайка; 9 — выемка для направляющего полоза переплетных тисков.


Рис. 39. Крепление ножа для обрезки книг в колодке:
а — дискового; б — универсального (1 — колодка; 2 — нажимная ручка; 3 — упор; 4 — нож дисковый; 5 — болт; 6 — барашек; 7 — лезвие переплетного ножа; 8 — крепежные пластинки; 9 — винтовой упор).

4.12. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПЕРЕПЛЕТНЫЕ ДОСКИ?


       Переплетные доски бывают щитовые и фигурные. Щитовые применяются при обжатии и опрессовке книг в тисках и прессах, с их помощью можно равномерно распределить усилие прессования по всей площади обжимаемых материалов. Они также необходимы для создания


Рис. 40. Переплетные доски:
а — щитовые; б — из толстой фанеры или ДСП.


Рис. 41. Фигурные доски и прокладки:
а — для отделки корешков книжных блоков; б — для формирования бинтов.

опорной площади при обрезке книг в тисках с применением обычных и круглых ножей, гобеля. Фигурные доски используются как дополнительные вспомогательные прокладки при обработке в тисках корешков книжных блоков, при их круглении и придании им грибообразной формы, а также при отделке корешков переплетных крышек.
       Переплетные доски представляют собой деревянные щиты размером 350X300X30мм., собранные из досок желательно на шпунт (рис. 40, а). Их можно вырезать также из многослойной 10—12мм. фанеры или фанерованной и нефанерованной древесно-стружечной плиты (ДСП), однако последние менее надежны в работе из-за относительной хрупкости материала. Помимо переплетных досок необходимо иметь и несколько фанерок таких же размеров, для прокладки между книгами при прессовании (на рис.41 показаны образцы фигурных досок и прокладок).

4.13. КАКИЕ ЕЩЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ МОГУТ ПОНАДОБИТЬСЯ В РАБОТЕ?


       Многое можно найти дома. Это, например, широко используемые в быту и хорошо известные всем ножницы, скальпели, шилья, иголки, кусачки, плоскогубцы, пилы, молотки и т. п. Однако к части из них предъявляются особые требования. Так, например, молотки лучше использовать типа сапожных, имеющих круглый широкий боек. Ими удобнее производить кругление корешка книжного блока и другие переплетные операции. Для этих целей можно применять и деревянный молоток-киянку, круглого или квадратного сечения. Сделать его можно из твердой лиственной древесины — бука, березы. Сейчас в продаже бывают наборы молотков для жестянщиков, изготовленные из синтетических полимеров (полиуретан). Они также удобны в работе переплетчика, так как, обладая эластичностью бойка, не деформируют обрабатываемый материал.
       Для пропилки корешков книжных блоков перед их шитьем лучше пользоваться мелкозубыми ножовками по дереву, ножовками и шлицовками по металлу. Они дают узкий чистый рез и не разрушают бумагу в месте пропила.
       Проделывать отверстия в корешках толстых книжных блоков, при шитье их втачку, удобнее и быстрее с помощью ручной или электрической дрели, оснащенной сверлом соответствующего диаметра.
       В процессе работы могут понадобиться и другие инструменты и приспособления. Так, резать картон легче, используя картонорубилку (рис. 42). Принцип действия ее тот же, что у резака, применяемого в фотографии. При ремонте книг, скрепленных клеевым бесшвейным способом, для кругления корешков может понадобиться приспособление, изображенное на рис. 43. Работы по реставрации поврежденных листов книги удобнее проводить на специальной подставке-подсвете (рис. 44) с толщиной стекла не менее 6мм. Клей приготавливают на электрической плитке с закрытыми нагревательными элементами в специальных клееварках (см. рис. 24).
       Нанесение клея осуществляется кистями, поэтому нужны две-три круглых кисти с жестким волосом диаметром 30 — 50мм., столько же флейцев шириной 50, 80, 100мм., несколько художественных плоских кистей из щетины и ушного волоса № 14 — 20.


Рис. 42. Картонорубилка:
1 — основание; 2 — опорные планки; 3 — нож с рукояткой; 4 — прижимная планка; 5 — болт-ось; 6 — линейка; 7 — металлическая накладка (уголок); 8 — гайка; 9 — шайба.


Рис. 43. Приспособление для кругления корешков книжных блоков,
скрепляемых бесшвейным способом.


       При изготовлении декоративных обложечных бумаг нужны будут фотовалики, куски плотной резины, поролон и т. п.


Рис. 44. Подставка-подсвет.


       В процессе переплетных работ очень часто бывает необходимо обжимать склеиваемые детали книги. Для этой цели, кроме прессов, хорошо иметь несколько обычных кирпичей, оклеенных со всех сторон плотной бумагой, картоном или переплетной тканью (коленкор, ледерин, гранитоль), чугунные или мраморные плитки. Они всегда должны быть под рукой.
       Для разметки и расчетов понадобятся мерительные инструменты — линейки, циркули, угольники. Лучше использовать металлические угольники: они точнее и прочнее пластмассовых и деревянных.
       Отвес компонентов для приготовления клеев лучше осуществлять с помощью 100-граммовых аптекарских весов, используя набор граммовых и миллиграммовых разновесов. Отмерять жидкости следует с помощью мензурок и мерных стаканов.
       Кружки переплетного дела могут быть оснащены также и механическим оборудованием: бумаго- и картонорезальными машинами, механическими прессами, электрическими точилами, позолотными прессами и т.д. При работе с ними необходимо строго придерживаться инструкции по эксплуатации и правил техники безопасности.

4.14. КАКОВЫ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕПЛЕТНЫХ РАБОТАХ?


       Основные приспособления и инструменты, применяемые при ручном переплете, не являются предметами повышенной опасности. Большинством инструментов пользоваться не сложно, но работа с плотными материалами (бумага, картон) и острыми инструментами (ножи, шилья) при неправильной организации труда может привести к порезам, а с нагревательными приборами — к ожогам.
       Организуя занятия в кружке, нужно руководствоваться следующим:
       1. Рабочие столы, стулья и табуреты должны бытьустойчивыми и приспособленными для работы как стоя, так и сидя.
       2. У каждого должно быть индивидуальное рабочее место, чтобы кружковцы во время работы не мешали друг другу, особенно при пользовании режущими и колющими инструментами.
       3. Рабочий стол необходимо оборудовать полочкой(пеналом) с гнездами для хранения в безопасном положении ножей, шильев, ножниц и других колющих и режущих инструментов.
       4. Особое внимание нужно уделить подготовке инструментов и приспособлений.
       Следует учесть, что тупой нож опаснее, чем остро заточенный и хорошо доведенный, так как требует значительных усилий в работе и большого напряжения мышц.
       Очень осторожно нужно обращаться с дисковым ножом. Для этого необходимо хорошо освоить приемы работы с ним.
       Шилья, ножи, пилки, молотки, шлицовки должны иметь прочные, хорошо обработанные рукоятки, ножницы — закругленные концы.
       Гайки (“барашки”) на прессах и стойках сшивальных, станков должны быть без заусенцев и оснащены стержнями для завинчивания от руки.
       Подставка-подсвет для реставрационных работ должна иметь стекло толщиной не менее 6 — 8мм.
       5. Клеи, приготовляемые горячим способом, как уже отмечалось выше, необходимо варить в отдельном помещении. Приготавливать клейстеры и распускать коллагеновые клеи следует на исправных электрических плитках с закрытым нагревательным элементом. Плитка должна стоять устойчиво. Включенную электроплитку нельзя оставлять без надзора. Клееварки желательно оснастить рукоятками с деревянным или пластмассовым покрытием.
       6. Приспособления для тиснения нагревать следует также на электрической плитке с закрытым нагревательным элементом.
       7. Работающим в кружках, в которых есть промышленное оборудование (различные прессы, картонорезальные станки, бумагорезальные машины и т.п.), необходимо тщательно изучить инструкцию по его использованию и правила безопасности труда. На видном месте у станков и на специализированных рабочих местах нужно вывесить инструкции по безопасности труда.
       8. Руководитель кружка должен следить за правильным выполнением приемов, связанных с применением режущих и колющих инструментов, не допускать работы с неисправным инструментом.
       9. Заточку ножей, ножниц лучше проводить на электрических точильных станках в слесарных мастерских. Если в кружке есть свой точильный станок, то затачивать инструмент нужно строго по инструкции, после освоения приемов работы на станке, только при ограждении абразивного круга защитным кожухом. Если круг не оснащен специальным защитным экраном, работать без очков нельзя. Запрещается также работать на точильных станках без подручников.
       Этих правил техники безопасности следует придерживаться и при работе дома, в библиотеке и т.д.
       При ремонте и реставрации книг переплетчик имеет дело с бумагой, картоном, переплетными и текстильными тканями. Эти материалы приходится резать, выравнивать, складывать, склеивать. Чтобы дело шло успешнее и качественнее, необходимо освоить приемы сталкивания, фальцовки, роспуска листовых переплетных материалов, научиться резать их ножом, правильно склеивать, притирать, прессовать и т.д. Эти приемы желательно отработать практически на макулатурных материалах.




Дата последнего изменения:
Wednesday, 02-Nov-2016 11:23:12 MSK