Оглавление

Глава 9. Отделка переплетных крышек


       Какой материал лучше использовать для покрытия переплетной крышки, чтобы она была красивой и прочной; как сделать тиснения на книге, не имея специальных приспособлений и инструментов, а подчас и материалов; как изготовить переплет, напоминающий старинный. Эти и подобные им вопросы возникают не только у начинающего, но и имеющего некоторые навыки переплетчика. И не случайно.
       Как известно, в прежние времена все работы по отделке и украшению переплетных крышек производились вручную. Многие из таких переплетов являются, по сути, произведениями искусства и очень высоко ценятся. Наиболее дорогие переплеты покрывали кожей, пергаментом, бархатом, шелком. Переплетные крышки, изготовляемые из некоторых сортов кожи, например так называемой краснодубой (специального растительного дубления), отделывали не только тиснением, но и резьбой. При тиснении названий книг, орнаментов применялось листовое золото. Раскраска кожи производилась с помощью различных натуральных красителей. Естественно, что развитие науки, техники, совершенствование производства привело к созданию и широкому применению новых материалов, которые не только успешно заменили старые, но и позволили удешевить производство книг, не снижая, а порой повышая их качество и долговечность. Соответствующие изменения претерпела и технология отделочных работ, ставшая прочно на путь механизации и автоматизации. Однако многое из того, что было достигнуто переплетчиками прежних времен, не потеряло интереса и сегодня. Тем более что большинство применявшихся ими технологических приемов, способов обработки материалов и самих материалов вполне доступны тем, кто сегодня занимается ручными переплетными работами.

9.1. ЧЕМ ПОКРЫВАТЬ ПЕРЕПЛЕТНУЮ КРЫШКУ?


       Об обложечной бумаге, текстильных тканях, материалах на нетканой основе и переплетных тканях с синтетическими покрытиями, применяемых при крытье переплетных крышек, уже говорилось. Однако их не всегда можно приобрести, поэтому ориентироваться следует на те материалы, которые наиболее доступны.
       Текстильные ткани многообразны по виду, цвету, фактуре. Однотонные плотные ткани целесообразно использовать для переплетных крышек собраний сочинений, серийных изданий, подборок книг или произведений на какую-нибудь тему; многоцветные хороши для небольших по формату книг (например, поэтических сборников). Эффектно выглядят книги, “одетые” в переплет, крытый многоцветной клетчатой тканью — шотландкой. Можно изготовить и комбинированную крышку. Корешок делается в этом случае из более плотных текстильных или переплетных тканей, а картонные сторонки покрываются тонкими. Следует обратить внимание на то, чтобы наружные кромки ткани, наклеиваемой на корешок, были хорошо обработаны. Тонкую ткань (батист, шелк) можно подогнуть на наклеиваемую сторону; при использовании для этих целей более плотных тканей стыки лучше скрыть тиснением (прокатыванием по ним линейки).
       Как правило, ткани предварительно склеивают с бумагой.

9.2. КАК СДЕЛАТЬ ДЕКОРАТИВНУЮ ПОКРОВНУЮ БУМАГУ?


       Интересные художественные решения в оформлении книжных переплетов достигаются при использовании декоративных бумаг. Бумага, имеющаяся в продаже, не всегда удовлетворяет требованиям, замыслам переплетчика. В этом случае можно попытаться сделать покровную бумагу необходимой расцветки самостоятельно. Процесс изготовления ее несложен. Нужно лишь запастись масляными (для живописи) красками, казеиново-масляной или поливинилацетатной темперой, гуашью или акварельными красками. Технология нанесения их на поверхность бумажного листа может быть самой разнообразной.
       Известно несколько способов изготовления различных декоративных бумаг.
       Стекло (лучше зеркальное) или плексиглас моют водой с мылом и высушивают. Поверхность стекла слегка натирают парафином (если предполагается применение поливинилацетатной темперы) или сухим мылом (при использовании масляных красок для живописи или казеиново-масляной темперы), а затем фланелевой тряпочкой или ватным тампоном растирают смазку равномерно по всей поверхности. В небольшие баночки выдавливают из тюбиков нужное количество краски необходимых цветов. Если используется поливинилацетатная темпера, ее можно развести до консистенции сметаны водой с добавлением небольшого количества ПВА. Казеиново-масляная темпера разжижается обычной водой, масляная краска — скипидаром, пиненом или бензином. Подготовленные таким образом краски наносят мягкой кистью (или просто наливают) полосами или точками на стекло (оно должно находиться в строго горизонтальном положении); через некоторое время краска слегка растечется по его поверхности (рис. 112).


Рис. 112. Изготовление декоративных бумаг:
а — нанесение краски на стеклянную поверхность; б — прикатка бумажного листа резиновым валиком.


       При окраске бумагу нарезают на листы нужного формата, слегка увлажняют и кладут под пресс. Под прессом она увлажнится более равномерно и не будет деформироваться. Лист подготовленной таким образом бумаги накладывают лицевой стороной на стекло с нанесенной на него краской, стараясь не сдвигать в стороны, покрывают газетой, прокатывают резиновым валиком, перемещая его вначале в одном направлении, а потом в перпендикулярном, или приглаживают ребром ладони, косточкой, линейкой. С обратной стороны стекла будет хорошо виден рисунок, а также места, где краска легла слишком толстым или тонким слоем. Эти участки следует еще раз прокатать валиком, чтобы выровнять слой краски по всей поверхности.
       Прикатанный таким образом лист берут за один край двумя руками и, стараясь не сдвигать его в стороны, отделяют от стекла. В зависимости от консистенции краски и направления, в котором снимается бумажный лист, на нем получится мраморный узор со стрельчатыми наплывами.
       Снятую со стекла бумагу раскидывают на просушку, после чего помещают между листами картона, переплетными досками и зажимают в прессе.
       Известен и более простой способ изготовления “мраморной” бумаги. Для этого нужны кювета размером 400X500 мм, набор цветных масляных красок для живописи, светлая бумага.
       В кювету наливают чистую холодную воду слоем 30— 40 мм, в которую добавляют при тщательном помешивании немного гуммиарабика, экстракта исландского мха, льняного семени, 1—2% раствора метилцеллюлозы, карбоксиметилцеллюлозы или канцелярского клея и раствора алюмокалиевых квасцов (для того, чтобы вода лучше держала краску на поверхности).
       Краски нужных цветов разводят пиненом, бензином или скипидаром до консистенции молока в отдельных флаконах. Из этих флаконов на поверхность воды выливают по 20—30 капель каждой краски и палочкой распределяют ее по всей кювете (рис. 113). Очень важно добиться нужной консистенции клея в воде в каждом отдельном случае. На высоковязком составе краска растекается плохо, образуя сгустки, которые могут тонуть; на жидком клеевом составе краски растекаются лучше, но рисунок получается неустойчивым и размывается. Если краска на поверхности клеевого раствора распределяется ровно, а затем


Рис. 113. Изготовление “мраморной бумаги”:
а — нанесение красок на поверхность воды; 6 — снятие окрашенной бумаги (1 — кювета, 2 — слой краски на поверхности воды; 3 — окрашенная бумага).

стягивается в капли, в раствор следует добавить немного горячей воды и осторожно перемешать.
       Лист бумаги берут пальцами обеих рук за уголки, подносят к кювете и плавно опускают его на поверхность воды так, чтобы между ним и водой не оставалось воздушных пузырьков. Затем лист сразу же поднимают, дают стечь каплям и подвешивают для просушки. Так окрашивают несколько листов, пока цвета красок не поблекнут. Добавив новую порцию красок, продолжают работу. Следует учесть, что каждый раз на поверхности бумаги образуется новый рисунок. Поэтому окрашиваемый лист должен быть таких размеров, чтобы его хватило на обе сторонки переплетной крышки.
       Чтобы изготовленная таким образом бумага не пачкалась и имела глянец, окрашенную поверхность покрывают из пульверизатора тонким слоем клея: жидким казеиновым, разбавленным на 3/4 водой ПВА, 2—3%-ным раствором Na-КМЦ, БФ-2 или БФ-4, разбавленными спиртом (1 : 10). В случае, если нанесенная на бумагу пленка из масляных красок долго не высыхает и пачкается, в флакончики с разведенной краской добавляют одну-две капли сиккатива.
       Кроме “мраморных”, применялись и пестро окрашенные одной или несколькими красками бумаги. Для их изготовления сейчас можно использовать гуашь, темперу или краски, приготовленные из сухих пигментов путем тщательного перетирания их со связующими (связующим темперы, крахмальным или мучным клейстером, раствором карбоксиметилцеллюлозы), которые должны быть такой густоты, чтобы их можно было равномерно наносить кистью на поверхность бумаги.
       Подготовленную краску равномерно и быстро (чтобы она не высохла) наносят на одну сторону бумажного листа, перегибают его пополам, соединяют окрашенные стороны между собой, кладут на ровную поверхность стола и слегка ударяют по бумаге торцом жесткой кисти, пальцами, ладонью. Лист можно также покрыть грубофактурной тканью (мешковиной) или куском синтетической сетки (разрезанной упаковкой для овощей), а сверху плотной бумагой и прокатать резиновым валиком. На окрашенной стороне листа образуется мелкий пестрый рисунок, характер которого будет зависеть от консистенции краски, количества содержащегося в ней пигмента, способа механического воздействия, скорости разъединения половинок листа.
       Интересные в художественно-декоративном отношении переплетные бумаги можно изготовить методом трафаретной печати. Для этого нужны будут густотертые масляные (для живописи) или типографские краски, гуашь. Из красок для живописи необходимо удалить излишек сырого масла, на котором они затерты. Делают это следующим образом. Краску выдавливают на пористую чистую бумагу (газетная, ротаторная) и слегка разравнивают по ней. Через некоторое время часть масла впитается в бумагу. Краску осторожно снимают шпателем или тонким ножом, чтобы не захватить волокон бумаги, переносят на чистый лист и выдерживают на нем еще некоторое время. В зависимости от консистенции краски и содержания в ней масла эту операцию проводят 2 — 3 раза (отсутствие сплошного масляного пятна свидетельствует об удалении излишков масла). Затем краску снимают с бумаги и, если она не будет сразу использоваться, перекладывают в баночку с закрывающейся крышкой.
       Из пленки (например, рентгеновской, с которой удален светочувствительный слой) вырезают трафарет орнамента. На стекло или пластмассовую, цинковую пластину (рис. 114, а) наносят немного типографской или обезжиренной краски для живописи и раскатывают ее по поверхности резиновым валиком (если масляная краска сильно загустела и плохо раскатывается, в нее добавляют несколько капель скипидара или уайтспирита). Краска должна лечь на поверхность валика тонким ровным слоем. Потом берут трафарет, накладывают его на бумагу и прокатывают по нему валиком (рис. 114, б). Через отверстия в трафарете краска перейдет с валика на бумагу, а участки, прикрытые пленкой, останутся чистыми. Чередуя положение фигур на поверхности бумаги, создают ранее задуманную композицию.


Рис. 114. Нанесение рисунка с помощью трафарета:
а — раскатка краски валиком; б — прокатка трафарета валиком с краской; в — набивка рисунка через трафарет тампоном, кистью.


       Орнамент через трафарет можно набить кистью или тампоном из поролона (рис. 114, в). В этом случае лучше использовать не масляную краску, а гуашь. Ее наносят на какую-нибудь пластинку, растирают по ней и дают слегка подсохнуть. Затем набирают немного краски на кисть или тампон (чтобы они были полусухими) и набивают краску через трафарет на бумагу.
       С помощью гравированного валика или, намотав и закрутив на гладком валике толстую нить (шнур), можно получить изображение бесконечно повторяющихся фигур или сетки (рис. 115, а).
       Чтобы воспроизвести на бумаге растительный орнамент, на лист какого-нибудь растения наносят валиком краску. Затем его окрашенной стороной прикладывают к бумаге и прокатывают через бумагу чистым валиком. Изображение листа оттискивается на бумаге (рис. 115, б).
       Орнаментальный рисунок на бумагу можно нанести с помощью штампика, вырезанного из обычного ластика (рис. 115, в). В этом случае используют не только масляные краски, гуашь, но и акварельные, а также водорастворимые красители, в том числе и чернила.
       Декорировать бумагу можно и с помощью резиновых шпателей. Для этого из тонкой упругой резины вырезают


Рис. 115. Получение оттисков на бумаге:
а — валиком, обмотанным нитями (шнуром, тканью, синтетической сеткой и т. п.); б — нанесение элементов растительного орнамента; в — штампик из ластика (линолеума, микропористой резины и т.д.)


Рис. 116. Отделка бумаги с помощью резиновых шпателей-гребенок:
а — общий вид шпателя-гребенки; б — прием частичного удаления верхнего слоя краски.

шпатель-гребенку (рис. 116, а). Используя флейц или поролоновый валик, лист бумаги загрунтовывают тонким слоем, например, темперной краски светлых тонов, и дают ему хорошо высохнуть. После этого поверх сухого слоя наносят краску более темных тонов и сразу же проходят по ней шпателем-гребенкой. Выступающие элементы шпателя будут снимать верхний (не просохший) слой краски, обнажая более светлый грунт. Применяя шпатели-гребенки с различным сочетанием выступающих и углубленных элементов, а краски — разных цветов и оттенков, можно получить очень интересные по расцветке и фактуре переплетные бумаги. Кроющие краски нужно наносить как можно более тонким слоем и закреплять их после высыхания одним из рассмотренных выше способов.
       Как видим, изготовление декоративных бумаг не представляет особого труда. Важно найти интересное решение, а воплотить замысел поможет ваша фантазия, художественное чутье и, конечно, накопленный опыт. Подобным образом можно оформить и многие грубофактурные ткани (дук, парусина и т. п.). На тонких тканях краски будут закрывать ее фактуру, чрезмерно выделяться своим блеском.

9.3. ЧТО ТАКОЕ ТИСНЕНИЕ И КАК ЕГО ДЕЛАЮТ?


       Нанесение рисунков или текста на сторонки и корешок переплетных крышек с разогретых печатных форм под давлением называется тиснением. Оно бывает бескрасочным или с применением специальной фольги или красок. Бескрасочное тиснение может быть блинтовым (плоскоуглубленным) и конгревным (выпуклым, рельефным). При блинтовом тиснении на материале переплетной крышки получается углубленное изображение, которое выделяется на общем фоне из-за сглаживания фактуры материала. Конгревное тиснение позволяет получать рельефное выпуклое изображение, так как осуществляется оно с помощью углубленного (вогнутого) штампа и матрицы. Если между нагретым штампом и покровным материалом крышки поместить переплетную фольгу, то получится красочное изображение. Печать переплетными красками осуществляется холодным штампом, на выступающие элементы которого наносится слой краски.
       Известны и другие способы отделки переплетных крышек. Например, вначале делают бескрасочное тиснение плашки, а затем на это место наклеивают иллюстрацию. Применяется также инкрустация переплетов, когда в крышку врезается ткань или иной отделочный материал другого цвета, при этом стыки обжимаются горячим штампом, что укрепляет их и создает дополнительный декоративный эффект.
       При переплете книг вручную большинство из этих способов отделки крышек можно выполнить без специального оборудования. Но работы с использованием отделочных инструментов весьма трудоемки и требуют терпения, аккуратности. С особой тщательностью нужно подходить к изготовлению печатных элементов для штампов. Тиснение рисунков и орнаментов в одну краску производится с одного штампа, а многокрасочных — с нескольких (по количеству красок).
       Простейший вид отделки переплетной крышки — штриховка (нанесение рубчика и рамки по ее периметру). Рубчик и рамку наносят косточкой или штриховкой по линейке (рис. 117, а). Можно провести двойные рамки. В этом случае их размещают на расстоянии 5—7 мм от обрезов, 10—15 мм от корешка и 8—10 мм между собой. Рамки получаются рельефнее, если их наносить подогретыми накатками (рис. 117, б). Такая отделка лучше видна на крышках, оклеенных техническими или текстильными тканями, а также одноцветной бумагой; на разноцветной и мраморной бумаге она менее заметна. Подобным способом наносят и другие декоративные, в основном прямолинейные, изображения на поверхность крышки (рис. 117, в). Сочетанием различных по толщине и контуру штрихов


Рис. 117. Штриховка рамки на переплетной крышке:
а — при помощи косточки; 6 —-штриховкой (филетой); в — вариант оформления штрихами.

можно получить весьма интересный эффект в оформлении. На корешке крышки штриховками можно обозначить бинты.
       Чтобы получить цветной, например бронзовый или “серебряный” штрих, участок с блинтовым тиснением промазывают с помощью кисточки 10 — 15%-ным спиртовым раствором клея БФ-2, дают слегка подсохнуть (до “отлипа”) и припудривают, используя ватный тампон, бронзовым или алюминиевым порошком. Когда клей окончательно просохнет, излишки порошка удаляют мягкой волосяной кистью (щеткой) и слегка полируют нанесенный слой гладильником или другим предметом, имеющим гладкую поверхность.
       Для получения штрихов других цветов можно воспользоваться тонкотертыми сухими пигментами. Так, например, белый цвет, — используя окись цинка, которая продается в аптеках.
       Оформление переплетной крышки включает тиснение на ее сторонках и корешке основных сведений о книге (фамилия и инициалы автора, название) и декоративных элементов. Его лучше производить до вставки блока в крышку. При одновременном тиснении на сторонках и корешке под последний подкладывают полоску картона для выравнивания его по толщине со сторонками и получения более четкого изображения. На верхней сторонке крышки тиснение можно делать и после вставки блока.
       Для выполнения отделочных работ нужно иметь определенный набор линеек, штампов-орнаментов, литер (шрифтов). Желательно научиться их делать самому по мере надобности. Со временем любитель-переплетчик может стать обладателем хорошего набора, который будет выручать его во многих случаях. С некоторыми подобными инструментами читатель ознакомился в соответствующем разделе этой книги. Ниже, в процессе изложения технологии отделочных работ, будет рассказано об изготовлении и применении некоторых других принадлежностей.
       Блинтовое тиснение на переплетной крышке производят при помощи рамок и простейших орнаментов, изготовленных из медной проволоки. Для этого берется лист плотного картона, равный размеру сторонки крышки (при одновременном тиснении на корешке ширину листа увеличивают на ширину корешка). В соответствии с эскизом оформления из проволоки одного определенного диаметра выгибают (или собирают из отдельных линеек) рамку и детали задуманного орнамента. Эти элементы при помощи клея 88Н или БФ-2 укрепляют на заготовленном картоне так, чтобы изображение было зеркальным. Таким образом получают простейший штамп. Его прибивают (приклеивают) к переплетной или специально подготовленной по размеру картона доске (рис. 118).


Рис. 118. Простейший штамп для тиснениям из проволоки для блинтового тиснения;
из прессшпана для тиснения фольгой.


       Для тиснения применяют любые переплетные тиски или одновинтовые прессы. При использовании переплетных тисков (см. рис. 35, б) их неподвижный брус устанавливают на столе. Отвинтив немного гайки, поднимают и фиксируют в приподнятом положении верхний брус. На нижнем


Рис. 119. Тиснение с использованием переплетных тисков:
1 — переплетные доски; 2 — переплетная крышка; 3 — штамп.

брусе размещают штамп, а на него кладут подлежащую тиснению крышку (рис. 119). Тиснение получается более рельефным, если его производить штампами, нагретыми до 80—100°С. Чтобы нагреть подготовленный ранее штамп, его поворачивают печатающими элементами вниз и кладут на толстую ровную металлическую пластинку, лежащую на электрической плите (или на любом другом нагревательном приборе). Подогретый штамп (температуру нагрева можно примерно определить по шипению при легком прикосновении увлажненного пальца) снимают с плитки, помещают в переплетные тиски и кладут на него переплетную крышку. Из-под верхнего бруса убирают фиксатор и опускают его на доску штампа. Следя за тем, чтобы не сдвинуть штамп, поджимают гайки пресса, создавая тем самым давление на печатную форму. Чем быстрее и сильнее поджать гайками верхний брус тисков, тем отчетливее и рельефнее получится оттиск на поверхности переплетной крышки.
       Естественно, что печатающие элементы штампа, изготовленные из проволоки круглого сечения, не позволят получить четко очерченных контуров тиснения. Поэтому для этих целей лучше использовать листовую медь, латунь или алюминий толщиной 1 — 2мм. Из них нарезают линейки и орнаментальные изображения. Орнамент можно выпилить из листа лобзиком по металлу, а затем обработать кромки надфилем и тонкой наждачной бумагой.
       При изготовлении линеек следует обратить особое внимание на то, чтобы их кромки были строго параллельными, а сами они — ровными. Угловые грани очка следует слегка закруглять, чтобы при тиснении печатающие элементы не резали покровного материала переплетных крышек. Печатающие элементы, у которых основание несколько шире очка, удобнее в работе, так как их легче крепить к штампу.


Рис. 120. Линейки для тиснения:
а — из листового материала; б — из профилированной проволоки.


       Линейки можно прокатать из медной или алюминиевой проволоки вальцами. Определенный запас такой профилированной проволоки разной ширины позволит изготовлять линейки необходимых размеров и выгибать печатающие элементы. Примерные профили линеек, вырезанных из листового металла и прокатанных из проволоки, показаны на рис. 120. Здесь же приведены и размеры, которых следует придерживаться при изготовлении печатающих элементов.
       Тиснение более высокого качества получается при креплении печатающих элементов на металлической плите, изготовленной из стали толщиной 10 — 15мм., размерами до 250x250мм. Наклейка элементов производится клеем БФ-2, 88Н. Такую плиту (рис. 121, а) следует оснастить ручками для удобства при переноске в нагретом состоянии, а также приспособлением для крепления к подвижному брусу тисков. Благодаря значительной массе, она будет дольше сохранять температуру нагрева, что позволит получать лучшие оттиски. На эту плиту можно наклеить и вырезанные из металла литеры (см. рис. 32), т. е. создать полностью завершенную композицию из оформительских элементов.
       Еще удобнее пользоваться плитой, оснащенной нагревательным элементом (например, от электрического утюга). Его вполне достаточно для нагрева металлической плиты размером 180x250мм., толщиной 5—8 мм до температуры 120—130°С. Более толстая плита потребует больше времени для нагрева, а плита, большая по размерам,


Рис. 121. Тиснение крышки с использованием переплетного пресса, оборудованного металлической плитой с обогревателем:
а — металлическая плита; б — плита с укрепленным на ней нагревательным элементом от утюга; в — крепление металлической плиты к подвижному брусу тисков; г — фиксация плиты в верхнем положении.

будет прогреваться неравномерно. Нагревательный элемент укрепляют винтами на внутренней стороне плиты, которую прикрепляют к подвижному брусу переплетных тисков (рис. 121, б, в).
       Если давление, создаваемое переплетным прессом, окажется недостаточным для получения четкого оттиска со всего штампа, тиснение следует производить по частям, например, вначале рамки, а затем — элементы оформления.
       Такой процесс можно использовать не только для блинтового тиснения, но и тиснения металлической и красочной переплетной фольгой.

9.4. КАК РАБОТАТЬ С ПЕРЕПЛЕТНОЙ ФОЛЬГОЙ?


       Переплетная фольга представляет собой подложку из бумажной кальки или лавсановой пленки, на которую нанесен восковой разделительный подслой и слой металлической пудры или цветного пигмента. Поверх металлической (бронзовой или алюминиевой) пудры наносят еще и лаковый слой. Так называемая “юбилейная” фольга состоит из пленочной основы, воскосмоляного слоя, слоя прозрачного желтого лака (фильтрового слоя), слоя металлической пудры и слоя шеллака. Последним достигается лучшее закрепление металлической пудры на поверхности воскового слоя и лучшее прилипание ее к покровному материалу переплетной крышки при тиснении. Оттиски юбилейной фольги имитируют оттенки листового золота, отличаются устойчивым блеском в течение длительного времени и прочным закреплением на поверхности переплетного материала. Юбилейная фольга бывает в продаже. Она входит в наборы цветных бумаг, предназначенных для ручного труда. Со стороны лавсановой подложки она имеет золотистый цвет, а на поверхности — зеркально-серебристый.
       При отсутствии переплетной фольги фабричного производства ее заменитель можно приготовить самостоятельно. В качестве подложки используют так называемую “восковку” (калька для туши), диазокальку, тонкую металлическую фольгу. В металлической посуде на водяной бане расплавляют немного воска или парафина и добавляют примерно одну десятую часть скипидара. Состав тщательно перемешивают. Затем широкой беличьей или колонковой кистью наносят тонкий слой этого состава на подложку. Сверху насыпают металлическую пудру или наносят слой краски. При изготовлении металлической фольги провощенную подложку слегка прогревают, оплавляя восковой слой, и запудривают его бронзовым или алюминиевым порошком, прикатывают резиновым валиком и счищают избыток пудры мягкой кистью или щеткой. Затем опрыскивают из пульверизатора 2—3%-ным спиртовым раствором шеллака (при отсутствии шеллака можно взять небольшой моток медного провода, покрытого шеллачной изоляцией, например от пришедшего в негодность трансформатора, залить его спиртом (денатуратом) и после растворения шеллачного покрытия слить и профильтровать раствор; если капля такого раствора, растертая между пальцами, будет создавать ощущение легкого их слипания, то он вполне пригоден для опрыскивания покрытия фольги).
       При окраске алюминиевой пудры спиртовыми растворами основных красителей можно получить алюминиевую фольгу различных цветов: пурпурную, зеленую, фиолетовую, синюю и т.п.
       Цветную переплетную фольгу можно изготовить с использованием темперных (поливинилацетатных), акварельных и масляных красок. Слегка разжиженную поливинилацетатную темперу равномерно наносят мягкой беличьей кистью (флейцем) на восковой слой подложки и кладут для просушки.
       Акварельную краску разводят на предварительно взбитом и отстоявшемся яичном белке и кистью наносят на вощеную основу.
       Масляные краски вначале лучше смешать с расплавленным воском, а затем уже нанести на восковую кальку или тонкую металлическую фольгу.
       При тиснении фольгой переплетную крышку помещают на укрепленной на неподвижном брусе тисков переплетной доске. На подлежащие тиснению участки крышки накладывают заранее нарезанные по нужному формату кусочки переплетной фольги красочным слоем вниз, а подложкой вверх. Опускают и поджимают гайками брус со штампом. При соприкосновении с нагретым штампом восковой слой подплавляется и отделяется от подложки. Под действием давления и температуры лаковый и красочный слои хорошо закрепляются на переплетном материале крышки. Температура штампа при тиснении цветной фольгой должна быть 100—120°С, а металлической— 120—130°С. Однако в домашних условиях температуру нагрева штампа и время выдержки лучше подбирать методом проб. После подъема штампа и снятия подложки оттиск очищают мягкой щеткой. При использовании в фольге бронзового порошка место тиснения после очистки промазывают 10%-ным раствором клея Na-КМЦ для более прочного его закрепления и предохранения от коррозии.


Рис. 122. Нанесение краски на печатные элементы штампа:
а — раскатка краски валиком на стекле; б — нанесение краски на печатные элементы штампа.


       При наличии густотертых художественных масляных красок можно получить цветное изображение и без фольги. Для этого краску раскатывают резиновым валиком равномерным тонким слоем на стекле или цинковой пластине. Затем этим же валиком краску накатывают на печатающие элементы штампа (рис. 122). Нагревать штамп не нужно. Давление в этом случае должно быть несколько меньшим, чем при блинтовом тиснении или с фольгой.


Рис. 123. Тиснение ручными штампиками.


       Конгревное тиснение в любительской практике осуществить довольно трудно, так как оно требует изготовления сложных вогнутых штампов, матриц и специальных мощных прессов.
       Отдельные графические элементы можно нанести на переплетную крышку способом блинтового тиснения, а также тиснения металлической, красочной фольгой и красками с помощью штампиков (рис. 123). Если тиснение производят фольгой, кусочек ее укладывают на отмеченный участок переплетной крышки (последняя должна находиться на твердом неподвижном основании). Штамп нагревают, берут его в левую руку пассатижами, подносят, не прислоняя, к соответствующему участку крышки и наносят по его хвостовику удар молотком. От силы удара зависят глубина и площадь тиснения, поэтому вначале следует сделать пробные оттиски, а потом приступить к оформлению крышки. Этим же способом можно нанести и текст, используя штампики с литерами зеркального изображения.
       Прежде чем приступить к оформлению переплетных крышек, следует взвесить свои возможности. Как правило, качество тиснения с помощью простейших сборных штампов выше, чем отдельными ручными штампиками и штриховками. При большом объеме работы, особенно в кружках, библиотеках есть смысл обзавестись более мощными одновинтовыми (“конторскими”) прессами, имеющими винты диаметром 30 — 40мм. с трапецеидальной резьбой и рукояткой, оснащенной инерционными грузами. Такие прессы позволяют создавать сильное давление в короткие промежутки времени. Если объем работ небольшой, можно обойтись ручными инструментами. Не следует увлекаться насыщенностью штампиков оформительскими элементами, а также увеличением их размеров, ибо это, наряду с усложнением работы, ни в коем случае не гарантирует высокого качества как в техническом, так и в эстетическом отношении. При самостоятельном изготовлении литер не нужно делать их очко сложным и вычурным по начертанию. Лучше выбирать гарнитуру простого рисунка с не слишком широкими штрихами: такие литеры легче изготовить, да и качество оттиска будет выше.
       Некоторые переплетчики-любители добиваются хороших результатов при тиснении фольгой переплетной крышки, покрытой ледерином, коленкором и текстильными тканями, используя штамп, изготовленный из тонкого прочного картона-прессшпана. Из прессшпана вырезают буквы, рисунки, орнамент. Их наклеивают на тонкий картон или чертежную бумагу клеем 88Н или БФ-2, БФ-4. Тиснение производят нагретым штампом (температура его нагрева около 100°С). Однако ее лучше подбирать опытным путем, исходя из имеющихся фольги и переплетных материалов. Этот способ подкупает тем, что, имея навыки рисования, можно создать очень красивые оригинальные рисунки и шрифтовое оформление. Более того, даже не обладая такими навыками, можно клише изготовить, подобрав и вырезав готовые шрифты и оформление, которое наклеивают на прессшпан (резиновым клеем), а затем вырезают литеры и оформление по контуру. Следует не забывать, что штамп для тиснения должен иметь зеркальное изображение, поэтому печатные элементы из прессшпана нужно вырезать так, чтобы их боковые кромки были строго перпендикулярны плоскостям картона или несколько под углом к зеркальной стороне штампа (см. рис. 118, б).

Надписи и изображения рисунков можно делать с помощью аппарата для выжигания. Кусочек фольги лицевой стороной накладывают на покровный материал переплетной крышки и, касаясь нагретым “жалом” выжигательного аппарата изнаночной стороны фольги, “рисуют” на ней нужное изображение. Температура нагрева “жала” выбирается опытным путем. Лучшие результаты получаются при использовании обычной фольги на бумажной основе.

9.5. В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ОТДЕЛКИ КОЖАНЫХ ПЕРЕПЛЕТНЫХ КРЫШЕК?


       В настоящее время из-за большой стоимости материалов и необходимости применения ручных операций кожаные переплеты изготовляют редко, лишь для уникальных изданий.
       Раньше для этих целей применялась бычья кожа растительного дубления, которая при высыхании не давала усадки. Это свойство кожи и использовали мастера. С помощью небольшого ножа, стамески, нескольких штампов, фигурных пуансонов, графилки и молотка они создавали высокий тисненый рельеф. Вначале на заготовку кожи с помощью графилки переводили с калькированной копии рисунок и по контурам этого рисунка прорезали кожу примерно на половину ее толщины. Затем заготовку слегка увлажняли и продавливали по линии реза тупой стамеской. Орнамент приобретал очертания и начинал выделяться на общем фоне. Чтобы увеличить рельеф, нужные участки выдавливали с оборотной стороны при помощи той же стамески или молотка. Иногда углубление на обороте заливали воском. Отделка орнамента сводилась к разглаживанию и продавливанию определенных участков кожи и приданию рисунку желаемой формы. После этого приступали к оформлению фона с помощью штампиков и фигурных пуансонов. Обработанную таким образом кожу окрашивали раствором поташа в коричневый цвет и по высыхании окончательно отделывали лощением. После шерфования кромок ее приклеивали к сторонкам переплетной крышки костным клеем.
       Некоторые виды кожи, предварительно увлажнив, наклеивали на картонные сторонки, сушили под прессом, а затем уже оформляли и окрашивали.
       В настоящее время основная масса кожи обрабатывается хромовым дубителем, однако выпускается и краснодубая. Наиболее доступна для любителей кожа галантерейная. Можно использовать для переплетов старые портфели, сумки и другие отслужившие срок кожаные изделия. Кожу, покрытую нитрокраской, вначале нужно очистить от нее ацетоном. Обесцветить кожу, окрашенную кислотными и основными красителями, практически невозможно.
       Лучше всего поддается отделке краснодубая кожа.
       Тонкую кожу растительного дубления проще всего обработать следующим методом. На картонную сторонку наклеивают вырезанные из картона оформительские элементы (орнамент, шрифты, узоры и т. п.), которые в дальнейшем будут способствовать созданию выпуклого рельефа (рис. 124). При необходимости плавного перехода от изображения к фону по контуру картонного орнамента срезают фаски и сглаживают кромки. Из кожи вырезают заготовку нужного формата и шерфуют ее кромки на нет. Заготовку равномерно увлажняют теплой водой, дают ей немного отлежаться и промазывают с изнанки костным клеем. Затем накладывают орнаментированные сторонки и отстав, слегка прижимают и переворачивают вверх лицевой стороной. Чтобы выявить рельеф, кожу обжимают плотным тканевым тампоном, куском толстой резины, пробкой или деревянной ру-


Рис. 124. Отделка крышек с кожаным покрытием:
a — наклейка рельефных элементов на картон; б — обжимка кожи; в — отделка гладильниками.


       кояткой от стамески, отвертки по подложенному картонному орнаменту. При необходимости мелкие детали отделывают гладилкой. Благодаря своей пластичности, увлажненная кожа приобретает рельеф орнамента, выклеенного на картонных сторонках или отставе, и по высыхании затвердевает и сохраняет рельеф. По окончании этой работы подклеивают кромки кожи к внутренней стороне крышки и кладут ее под пресс для просушки, настелив предварительно на рельефную часть кусок поролона, резины или сложенной в несколько слоев ткани. Высохшую крышку отделывают горячим утюжком, нагретыми гладильниками, раскрашивают анилиновыми красителями, предназначенными для окрашивания шерсти, и, при желании, покрывают тонким слоем воска либо нитролаком, в который добавлено немного ацетона и касторового масла.


Рис. 125. Перевод рабочего чертежа на кожу.


       Можно отделать переплетную крышку способом гравировки. Выполняется она при помощи гравировального ножа, дорожника, гладильника, косточки. С цветного эскиза переплетной крышки мягким графитным карандашом на кальке обводят контуры орнамента, затем его перерисовывают на ее оборотную сторону. Поверхность кожи протирают ватой, смоченной чистой водой. На нее накладывают рабочий чертеж так, чтобы он лег той стороной, на которую нанесен карандашный эскиз, и прикрепляют его к коже скрепками или загибают концы и подклеивают с изнаночной стороны клеем. Затем косточкой притирают кальку сверху (рис. 125), чтобы обведенный графитный рисунок перевелся на заготовку. Кальку снимают, а остатки клея с тыльной стороны кожи смывают (чертеж можно перевести (вдавить) по контуру острым твердым карандашом или дорожником). После перевода рисунка острым дорожным ножом начинают врезать линии (рис. 126, а), прямые — по линейке, кривые — от руки. Разрез делают на глубину 1/3 толщины кожи. Врезанные линии не должны пересекаться; в точках пересечения их не доводят на 0,5мм. (рис. 126, б). Это же условие выдерживается при обработке узлов орнамента. Когда все линии будут прорезаны, поверхность кожи смачивают по частям, дают влаге впитаться, делая это 2 — 3 раза, чтобы кожа приобрела эластичность глины. После этого начинают разводить линии дорожником, придавливая края врезанной линии внутрь. В результате получается углубленная полоса одинаковой ширины и глубины. Линию моделируют до тех пор, пока она не


Рис. 126. Отделка кожаной переплетной крышки гравировкой:
а — врезание линий дорожным ножом; б — линии гравировки (1 — врезание; 2 — прерывание врезаемых линий в точке пересечения; 3 — разводка линий дорожником).


       перестанет затягиваться от влаги. Начинать такую работу следует с предварительной (пробной) обработки небольших кусков кожи.
       На переплетные крышки, изготовленные из обычной кожи хромового дубления, тисненый рисунок наносится


Рис. 127. Изготовление инкрустированной кожаной переплетной крышки:
а — подбором кусочков кожи; б — просечкой и вклейкой фигурных элементов.

подогретыми штампами. Процесс проведения этой работы аналогичен ранее описанному способу отделки переплетных крышек, крытых переплетными и текстильными тканями. Температура нагрева штампов для тиснения по коже— в пределах 110—140°С, однако лучше сделать несколько пробных оттисков. При недогретом штампе рельеф получится недостаточно глубоким, при перегретом — кожа будет подпаливаться. Сочетая штамповку и обработку поверхности кожи нагретыми гладильниками, можно добиться весьма интересного художественного эффекта в оформлении переплетов.
       Из разноцветных обрезков кожи можно изготовить инкрустированные крышки (рис. 127). Правда, эта работа несколько трудоемка, так как требует тщательной подгонки деталей. При наличии высечек разных форм, фигурные кусочки кожи вклеиваются в соответствующие просечки на основном фоне. Подклейку их следует вести клеем ПВА, БФ-2 или БФ-4. Методом инкрустации можно выполнить и шрифтовое оформление крышки.
       Обработку кожи хромового дубления с применением нагретых инструментов можно производить как до, так и после покрытия ею картонных сторонок. При наклейке на сторонки кромки кожи шерфуют.

9.6. КАКИЕ ЕЩЕ ЕСТЬ СПОСОБЫ ОТДЕЛКИ ПЕРЕПЛЕТНЫХ КРЫШЕК?


       В любительской практике возможно применение самых разнообразных материалов для изготовления переплетных крышек. Все зависит от умения и фантазии того, кто этим делом занимается, от имеющихся в наличии материалов, знания приемов и методов их обработки.
       Так, книголюбы, владеющие приемами обработки дерева, резьбы по дереву, инкрустации, имеют возможность сделать деревянные крышки. На рис. 128 дано изображение такой крышки. Корешок можно изготовить путем оклейки узкими реечками из древесного шпона полоски прочной ткани, канты которой заделывают и приклеивают в прорези на корешковой части крышки или между крышкой и форзацем. Корешки таких книг могут быть и из кожи, отделанной бинтами, тиснением, гравировкой.

Интересные возможности таят в себе такие материалы,


Рис. 128. Инкрустированная деревянная переплетная крышка:
а — общий вид; б — способы крепления корешкового материала к деревянным сторонкам; в — конфигурация кромок.


       как соломка, засушенные цветы, листья, бумажный шнур для вязки. Для инкрустации соломкой сторонки переплетных крышек делают из картона толщиной 2 — 3мм., имеющего гладкую поверхность. Корешок может быть различным: изготовленным из какой-нибудь технической ткани или отделанным наклейкой полосок из картона на ткань. Главное — добиться прочного и аккуратного скрепления его с картонными сторонками. Картон для крышек закрашивается раствором какого-либо впитывающего красителя или краской темного цвета (анилиновые красители, чернила, акварель). Поверх высохшего красителя наносят 50%-ный раствор костного, но лучше мездрового или желатинового клея, которому дают просохнуть. Получится гладкая блестящая поверхность. После разметки небольшие участки проклеенной поверхности сторонки слегка увлажняют, отчего они становятся липкими, и на них из заранее нарезанной соломки выкладывают задуманный орнамент. При этом кусочки соломки размещают пинцетом на нужном месте и прижимают кончиком лезвия ножа или пальцем. После высыхания клея соломка прочно прикрепляется к поверхности крышки. Затем ее покрывают бесцветным нитролаком (НЦ-222).
       Этим же способом можно нанести орнамент из засушенных листьев, цветов. Их укрепляют клеем ПВА без предварительной грунтовки фона. Отделка производится также лаком НЦ-222, НЦ-218.
       Переплетные крышки можно оклеить окрашенной в один или несколько цветов бумажной бечевкой (рис.129). Для этого ее нарезают кусочками длиной на 30 — 40мм. больше высоты переплетной крышки. Заготовляют картонные сторонки, которые наклеивают на корешок из плотной текстильной ткани. Полоской этой же ткани окантовывают передние кромки сторонок,


Рис. 129. Отделка переплетной крышки бумажной бечевкой или толстыми шерстяными (синтетическими) нитями:
а — сборка сторонок; б — наклейка бечевок; в — подгибка концов бечевок, их уплотнение и подклейка; г — общий вид крышки.

промазывают клеем ПВА узкую полоску и накладывают на нее один за другим заготовленные кусочки бечевки так, чтобы их кончики выступали на равную длину за верхний и нижний обрезы. Наклейку бечевки ведут до тех пор, пока она не закроет часть окантовки передней кромки. Таким же образом оклеивают и вторую сторонку. Крышку кладут под небольшой груз и выдерживают до полного высыхания, затем, перевернув лицевой стороной вниз и поместив на переплетную доску, расплющивают молотком выступающие за верхний и нижний обрезы кончики бечевки, подгибают их и приклеивают к внутренней стороне картонных сторонок. Оформленную таким образом крышку покрывают бесцветным лаком. Прикрепляется она к книжному блоку как обычная.


Рис. 130. Покрытие переплетной крышки отчеканенной тонкой металлической пластиной:
а — заготовка чеканной пластины; б — заделка кромок покровной пластины на сторонках; в — шарнирное соединение сторонки и корешка.


       Переплетные крышки можно также оформить виньетками, барельефами и другими украшениями, изготовленными методами чеканки, металлопластики.
       При желании крышку можно покрыть и тонкой металлической (латунной, медной, мельхиоровой) пластиной, на которой методом чеканки или металлопластики сделано оформление (рис. 130, а). Укрепляется пластина так: по размерам картонной сторонки на пластине делается отбортовка с таким расчетом, чтобы загнутые канты пластины заходили на изнаночную часть сторонки на 8 — 10мм. (рис. 130, б). Для подклейки их можно использовать клеи БФ-2 или “Момент”. Проще всего крепить крышки типа 8 и 9. Однако корешок можно сделать и из металла, соединив его шарнирно с крышкой по расставу (рис. 130, в).




Дата последнего изменения:
Wednesday, 02-Nov-2016 11:26:48 MSK